Имя, в юриспруденции

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
И ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЩ ИЮ ИЯ
ИМА
ИМБ
ИМГ
ИМЕ
ИМЗ
ИМИ
ИММ
ИМН
ИМО
ИМП
ИМР
ИМУ
ИМШ
ИМЯ

Имя, в юриспруденции — знак, служащий для различения одной личности от других. Как постоянная принадлежность отдельной личности, Имя составляет результат медленной эволюции (см. Личные имена и Фамилии). У исторических народов Европы Имя издревле составляет принадлежность отдельной личности, но принятие того или другого Имя и перемена его сделались предметом законодательной регламентации только в новое время. В Риме закон признавал полную свободу как в выборе, так и в перемене индивидуальных имен (praenomen, напр. Marcus), родовых Имя (nomen, напр. Tullius) и фамилий (cognomen, напр. Cicero), не говоря уже о прозвищах (agnomen, напр. Superbus), лишь бы только цель перемены не была преступная. Перемена фамилий или переделка их на латинский или греческий лад составляла обычное явление в эпохи гуманизма и реформации (Шварцерде = Меланхтон). Наиболее ранняя и полная законодательная регламентация Имя принадлежит Франции, где ордонанс 1555 г. выступил против обычая дворянства менять свои родовые фамилии на названия своих поместий (сеньорий), откуда проистекала большая путаница, так как по сеньориям продолжала называться и настоящие, и все бывшие их владельцы и, кроме того, недворяне получали благодаря приставке возможность выдавать себя за дворян. Против этого обычая продолжали, но безуспешно, бороться и в XVII в. В начале революции вместе с уничтожением дворянских титулов предписано было гражданам носить только свои фамилии (27 сент. 1791 г.). В 1792 г. (20 сент.) регистрация актов гражданского состояния была отнята у духовенства, и это оказало большое влияние на индивидуальные Имя, потому что на место Имя из святцев выступили самые фантастические названия отвлеченных существ, растений и животных; временно установилась анархия и относительно фамилий, когда (1793) дозволено было всякому менять свою фамилию путем простого заявления перед муниципалитетом (явилась, напр., фамилия Libert é). Но уже с 1794 г. (23 авг.) начинается реакция против этих крайностей. В 1803 г. издан специальный закон (11/21 жерминаля XI года), в силу которого для индивидуальных Имя (pr é noms) допускаются только Имя, встречающиеся в разных календарях и в древней истории, а для перемены фамилий необходима мотивированная просьба в административном порядке, публикация и отсутствие в течение года возражений со стороны заинтересованных лиц. В других странах обычаем или законами выработались те же принципы. Каждое лицо в современных государствах христианской культуры носит определенное Имя, которое оно получает при рождении, крещении или внесении в метрические списки; там, где, как у нас, регистрация рождений принадлежит духовенству, Имя это берется из святцев, а в других странах — также из Ветхого Завета, из отечественной истории и т. д., без ограничения круга Имя законодательством (как во Франции). Индивидуальное Имя остается за личностью раз навсегда; законодательные запрещения изменять свои Имя встречаются, однако, только в виде исключения, напр. у нас в 1893 г. издано такое запрещение для евреев. Кроме индивидуального Имя, каждое лицо носит еще родовое Имя, или фамилию, которое законные дети в силу своего рождения приобретают от отца, а незаконные от матери. На Западе, напр. в Германии, фамильные Имя составляют прочную принадлежность личности уже в XV в.; введение в XIX в. евреев в круг полноправных граждан сопровождалось (во Франции, напр., в 1808 г.) требованием принять определенную фамилию. Право на известную фамилию доказывается документами и продолжительным пользованием (во Франции, напр., пользованием до революции). У нас фамильное Имя составляет принадлежность только дворянства и высшего купечества; в огромной массе мелкого купеческого, мещанского и крестьянского населения фамилий часто вовсе нет, или им соответствуют случайные и изменчивые прозвища, или роль их играют патронимические Имя, или отчества; в этих слоях населения фамилия приобретается продолжительным пользованием или с разрешения сословных (мещанской, ремесленной управы) или административных (казенная палата) учреждений. В среде нашего духовенства еще недавно существовал обычай давать новую фамилию каждому воспитаннику семинарии, вследствие чего родные братья часто носили разные фамилии. Чем сложнее юридические отношения, тем опаснее произвольные изменения фамилий и тем необходимее регламентация порядка перемены их. В силу самого факта вступления в брак всюду меняет свою фамилию женщина. Развод у нас и по общегерманскому праву не имеет последствием возвращения жене прежней фамилии, как, напр., по прусскому праву, где разведенная жена не только вправе, но в случае признания ее виновной стороной даже обязана принять ее вновь. О влиянии усыновления — см. Дети. Для перемены фамилии по желанию самого носителя могут встречаться основания в неблагозвучии Имя или в общественном презрении или осуждении, постигшем одного из носителей данного Имя У нас до 1850 г. переход в христианство служил евреям поводом для перемены фамилии; теперь специальный закон (954 ст. IX т. Св. Зак.) обязывает их сохранять однажды принятую или наследственную фамилию. Для массы населения, не имеющей постоянных фамилий, перемена следует тем же правилам, что и принятие новой фамилии; но для дворян и почетных граждан существует особый порядок (прил. к 324 ст. IX т. Св. Зак. и 34 ст. Учр. Сен.) — тот же, что и для передачи фамилий, гербов и титулов дворянами: подается на высочайшее имя просьба, которая рассматривается в дпт. герольдии и потом в Государственном совете; о высочайшем соизволении на передачу или перемену публикуется в сенатских объявлениях. В частности, передать дворянскую фамилию возможно было до закона 1891 г. об усыновлении только потомственному же дворянину. На принятие передаваемой фамилии необходимо по закону письменное согласие принимающего, и потому сама передача возможна только по достижении им совершеннолетия. Основанием для просьбы о передаче дворянской фамилии служит только отсутствие законного мужского потомства, и потому с появлением последнего передача сама собой уничтожается. Все эти постановления остаются пока не согласованными с духом закона 1891 г. об усыновлении.

Составляя принадлежность каждой личности, Имя не есть, однако, предмет собственности, ни материальной (Имя нельзя продать или заложить, от него нельзя отречься), ни интеллектуальной, подобно так называемой литературной собственности, потому что носитель Имя не может воспретить другому лицу носить то же Имя Не только носители обыденных Имя, но даже наследники громких исторических Имя не могут предъявлять гражданского иска об отнятии тождественного Имя у темного и безвестного носителя его. Наследники, напр., Шекспира или Пушкина не могут путем гражданского иска защищать свое право на Имя против лица, которое начнет, хотя и без всякого основания или самовольно, только носить тождественное Имя; в их распоряжении остаются или жалоба в уголовном порядке на незаконное присвоение себе Имя (напр., ст. 1412 Ул. о нак.), или (напр. во Франции) протест в административном порядке. Вместе с тем, однако, Имя есть спутник и принадлежность определенной личности, характеризующий ее признак; поскольку каждый вправе охранять свою личность от смешения с другими, он вправе и требовать, чтобы другой не пользовался его именем как средством смешиваться с ним и выдавать себя за него. Для Тургенева, Репина, Патти важно, чтобы никто другой не выдавал себя за носителя этих Имя — т. е. не присваивал себе того положения, которое им дают их Имя, и не нарушал бы этим выгод, как вещественных, так и невещественных (славы, честного имени), соединенных с их Имя Западная юриспруденция (особенно франц. и англо-американская) признает, что одной уголовной репрессии недостаточно, и предоставляет потерпевшему право на гражданские иски для защиты репутации своего Имя: 1) иск о признании ношения Имя незаконным и о воспрещении на будущее время и 2) иск об убытках. Во второй редакции германского пр. гражд. улож. (1892) эти иски предусмотрены уже и законом. В этом смысле, т. е. как защита личности от смешения с другими, право на Имя простирается одинаково на фамилию и на псевдонимы, если с последними также связано представление публики об определенном писателе. Поэтому М. Е. Салтыков имел бы право воспретить всякому другому писателю употребление псевдонима "Щедрин", хотя это было Имя фантастическое, взятое им самовольно, без разрешения власти, и, наоборот, какой-нибудь действительный Щедрин не мог бы воспретить Салтыкову пользоваться этим псевдонимом: в первом случае существует опасность, что узурпатор Имя присвоит себе выгоды литературного псевдонима, а во втором нечего опасаться, что носитель псевдонима воспользуется выгодами репутации действительно существующего под этим Имя лица. Так как ущерб может быть и неимущественного характера, то за потомком знаменитого писателя следовало бы признать право на иск для защиты его Имя или псевдонима даже после прекращения авторского права. Кроме смешения с личностью, присвоение Имя может вводить в заблуждение относительно семейного положения лица, и потому всякий, даже лицо женского пола, имеет право (с точки зрения западной юриспруденции) требовать, чтобы, напр., прижитый его братом незаконный ребенок или возлюбленная его сына не называли себя фамилией брата и сына, т. е. не подавали повода считать их его законным племянником или невесткой. У нас и в этом случае открыт только путь уголовного преследования. Наконец, право писателей употреблять Имя в литературных произведениях существует лишь в той мере, в какой исключена возможность смешать личность героя рассказа с реальным лицом; напр. к Золя, который в романе "Pot-Воuillе" вывел советника парижского апелл. суда Дюверди, адвокат при париж. апелл. суде Дюверди предъявил иск о перемене Имя героя, и в следующем издании романа Золя должен был назвать своего героя иным Имя Об Имя в торговом праве см. Фирма. Об Имя с точки зрения этнографической — см. Личные имена, Отчество, Фамилия.

Литература. Hermann, "Ueber d. Recht d. Namensfü hrung" (в "Archiv f ü r civil. Praxis", 45 т., 1862), Ihering, "Actio iniuriarum" (Париж, 1888); Kohler, "D. Individualrecht als Namenrecht" (в "Archiv f ür bürgerl. Recht", V, 1890); Fischer, "Rechtsschutz des Namens" (ibid., VI, 1892); Covelle, "Essai sur le nom en droit civil" (Женева, 1877); Dalloz, "Jurisprud. g éné rale" (т. XXXII. Nom — Pr énom, p. 505).

M. Брун.

Смотрии так же...