Зачала — так называются на церковном языке отделы, на которые разделены Евангелие и Апостол для чтения при богослужениях. Каждое Зачала представляет нечто цельное и законченное. Евангелия имеют каждое свой особый счет зачал: от Матфея — 116, от Марка — 71, от Луки — 114, от Иоанна — 67. Апостол ("Деяния" и все "Послания") имеет один общий счет Зачала, всего 335. Деление на Зачала не совпадает с делениями на главы, будучи более дробным. Чтение Зачала при богослужении распределено таким образом, чтобы в продолжение церковного года на литургиях, а отчасти и на утренях прочитаны были в храме все четыре Евангелия и все апостольские послания. Так как церковно-богослужебный год начинается днем Пасхи, а Пасха празднуется не в один определенный день в году, то порядок чтения Зачала часто нарушается: в более длинный церковный год назначенных для прочтения в тот или другой период его Зачала бывает недостаточно, а в более короткий год бывает их излишек. В главных церковно-богослужебных книгах — "Типиконе","Служебнике", "Минее" и "Триоди" — предусмотрены все возможные отступления от обычного общего порядка чтения рядовых Зачала при богослужениях. Независимо от рядового чтения Зачала для особых дней в церковном году избраны особые Зачала как из Евангелия, так и из Апостола, по содержанию своему соответствующие характеру этих дней и воспоминаемых событий. Весь круг чтения рядовых Зачала из Апостола и Евангелия в церковном уставе назыв. "столпом". В этом столпе Зачала значатся не всегда в последовательном численном порядке; это происходит оттого, что Зачала суббот и воскресений не входят в общий порядок счета Зачала, а также оттого, что многим святым и праздникам положены особые Зачала, которые не находятся в числе рядовых. В старое время существовали особые издания Евангелия и Апостола, назначенные для богослужебного употребления, в которых все содержание Евангелия и Апостола излагалось в последовательном порядке рядовых Зачала Такие Евангелия назыв. апракос (άπρακος, недельное; см.); древнейший сохранившийся образец их — изв. Остромирово Евангелие, писанное в 1056-1057 гг. (см. "Описания Румянцевского музея и Синодальной библиотеки"), И Апостолы были в древности, хотя реже, апракосные, т. е. такие, в которых апостольские творения располагались в порядке чтения их при богослужении (таков Апостол XIII в. новгородской Софийской библиотеки, два Апостола Имп. Публичной библиотеки и другие).
Н. Б.