Зара-Якоб, абиссинский мыслитель

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
З ЗА ЗБ ЗВ ЗГ ЗД ЗЕ ЗИ ЗЛ ЗМ ЗН ЗО ЗР ЗУ ЗЫ ЗЭ ЗЮ ЗЯ
ЗАА
ЗАБ
ЗАВ
ЗАГ
ЗАД
ЗАЕ
ЗАЖ
ЗАЗ
ЗАИ
ЗАЙ
ЗАК
ЗАЛ
ЗАМ
ЗАН
ЗАО
ЗАП
ЗАР
ЗАС
ЗАТ
ЗАУ
ЗАФ
ЗАХ
ЗАЦ
ЗАЧ
ЗАШ
ЗАЩ
ЗАЯ

Зара-Якоб, абиссинский мыслитель — абиссинский свободный мыслитель. Род. в 1600 г. в Аксуме, где получил обычное образование абиссинского начетчика и мог сделаться духовным, но любознательность заставила его послушать португальских миссионеров, при Сисиннии (1607—32) временно подчинивших страну папскому авторитету. Столкновение двух миросозерцаний, а еще более зрелище двух ненавидевших друг друга христианских вероисповеданий, нарушили духовное равновесие Зара-Якоб-Я.: сделавшись законоучителем, он не мог примкнуть ни к одной из партий и навлек на себя подозрение со стороны обеих. Оклеветанный пред Сисиннием, он бежал в пустыню и, сидя в пещере в Амхаре, составил новое цельное религиозное миросозерцание, напоминающее учение современных ему английских деистов. Начав с сомнения во всем, он путем космологического доказательства пришел к познанию Бога-Творца и Промыслителя, но отверг откровенные религии, которые считал выдумкой жрецов и измышлениями человеческими. Бог открывается человеку в его разуме; голос разума непогрешим. Исходя отсюда, Зара-Якоб отвергает аскетизм, пост и особенно ненавистное для него монашество и безбрачие, но доказывает бессмертие души и необходимость непрестанной молитвы и прославления Бога-Творца. По наступлении более спокойного времени Зара-Якоб до самой смерти (1693) жил в Энфразе, отвергнув все предложения снова вернуться в Аксум к прежней деятельности. Учения своего он не распространял, а по жизни представлялся христианином, будучи и в этом отношении подобен европейским деистам. Только одного человека — Вальда-Хейвата — он посвятил в свою тайну, и тот сделался его последователем. Для прочих Зара-Якоб-Я. изложил свою автобиографии и исповедь в рукописи, копии с которой изредка встречаются в Абиссинии; две из них попали в руки d'Abbadie, a потом, вместе с его коллекцией, — в Парижскую национальную библиотеку. Издания: Б. Тураев, "Памятники эфиопской письменности. I. Исследования Зара-Якоб-Я." (СПб., 1904); Littmann, "Philosophi Abessi n i" (Пар., 1904). См. еще Б. Тураев, "Абиссинские свободные мыслители XVII в." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1903). Секты Зара-Якоб-Я. не образовал, но отдельные последователи его учения встречаются, по-видимому, и в настоящее время.

Б. Тураев.

Смотрии так же...