Задруга

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
З ЗА ЗБ ЗВ ЗГ ЗД ЗЕ ЗИ ЗЛ ЗМ ЗН ЗО ЗР ЗУ ЗЫ ЗЭ ЗЮ ЗЯ
ЗАА
ЗАБ
ЗАВ
ЗАГ
ЗАД
ЗАЕ
ЗАЖ
ЗАЗ
ЗАИ
ЗАЙ
ЗАК
ЗАЛ
ЗАМ
ЗАН
ЗАО
ЗАП
ЗАР
ЗАС
ЗАТ
ЗАУ
ЗАФ
ЗАХ
ЗАЦ
ЗАЧ
ЗАШ
ЗАЩ
ЗАЯ

Задруга (Zadruga, Zadru zna Kuca) — маленькое общество, состоящее из нескольких семей, связанных не столько родством, сколько связями экономическими и территориальными; особенно распространена среди южных славян сербскохорватского племени. Число членов такого общества различно: в земледельч. местностях, напр. в Славонии, оно доходит до 100 ч., в странах промышленных, напр. Хорватии, — всего до 20 ч. Иногда члены Задруга живут в одном общем доме; иногда она разрастается в целое село. Родство, сплачивающее Задруга, не мешает поступлению в число ее членов лиц совершенно посторонних. Слуга, ничем не отличающийся от младших членов Задруга, может сделаться совершенно равноправным ее членом, если женится на ком-либо из дома своих хозяев или откажется брать плату. Основной принцип Задруга — поглощение отдельных лиц коллективным лицом Задруга, представителем которой является старейшина (domacin). Последний выбирается членами Задруга, единогласно, из среды пожилых и женатых людей. Избираются иногда, по необходимости, и молодые, но способные, честные люди, даже женщины. Когда долго не могут согласиться в выборе старейшины, запекают серебряную монету в хлеб, разламывают его и куски раздают кандидатам; избранным считается тот, кому попадется монета. Власть do m acin'a носит чисто патриархальный характер. Он держит суд и отчасти расправу, распределяет работу между членами, наблюдает за ее выполнением, ведет сношения с государственными властями, отвечает за своевременный взнос податей, за все проступки и беспорядки в своей общине. Сила обычая сдерживает произвол старейшины, который всегда сообразуется с интересами Задруга По отношению к имуществу do m acin — только управитель. Всякая крупная операция совершается им с согласия домашнего совета, состоящего из всех членов Задруга, начиная с 20-летнего возраста. Старейшина, почему-либо не удовлетворяющий требованиям общины, может быть лишен этой должности. После domacin'a большую роль играет в Задруга domacica (хозяйка), обыкновенно его жена. В некоторых местах, впрочем (в Рагузском округе), хозяйкой дома никогда не избирают жену domacin'a, боясь увеличить его власть. Domacica заведует домашним хозяйством, раздает работу женщинам, стряпает и т. д. Хозяйка подчиняется domacin'y и во всех важных случаях спрашивает его совета. Все члены Задруга имеют право на имущество Задруга для содержания себя и семьи. Имущество это составляет собственность не отдельных лиц, а собственность Задруга в лице ее настоящих, прошедших и будущих членов. Каждое поколение членов Задруга только пользуется им. Народ считает грехом продать что-нибудь из общего имущества, наследства предшествовавших поколений (diedovina). На индивидуальную собственность народ также смотрит неблагосклонно и видит в ней начало разложения Задруга Такая собственность, однако, признается: оружие неприятеля принадлежит победителю, в личную собственность поступают и подарки, находки, все заработанное в часы, свободные от обязательных занятий в пользу Задруга, и т. д. Право ходить на промыслы принадлежит каждому члену Задруга Отпускаются, однако, на промысел члены Задруга только в известное время (по окончании полевых летних работ) и в определенном количестве. Отпущенные обязаны вносить заработок в общую казну или нанять за себя работника. Браки в Задруга совершаются с разрешения domacin'a, по очереди, определяемой старшинством лет. Все члены задруги вполне равноправны. В таком первобытном виде сохранилась Задруга до настоящего времени только у южных славян, но и здесь уже заметно вырождается, на что указывают отдельная собственность у членов, злоупотребления domacin'ов, обращения к правительству с просьбой о назначении последних. У чехов, моравов, поляков и др. славян Задруга существовала не далее XVI в. Великорусская большая семья до сих пор имеет много общего с южно-славянской Задруга Относительно политического быта Древней Руси в домонгольский период существует несколько теорий, в числе которых видное место занимает общинно-задружная теория, высказанная проф. Ф. Леонтовичем. По его мнению, история застает славян в то время, когда род уже разложился на отдельные семьи, зародыши задруги. Семьи эти, не забывая кровного родства, живут сообща, "заединой" задруги, в силу экономических условий — выгодность труда общими силами, а также и социальных — ради самозащиты. Путем колонизационного движения отдельные общины соединялись в общие союзы, волости. Во главе их стояли князья, отношения которых между собою, к народу и дружине строились по задружным началам. Теория проф. Леонтовича принята К. Н. Бестужевым-Рюминым. Ср. Ф. Демелич, "Обычное право южных славян, по исследованиям д-ра Богишича". (М., 1878); А. Евреинова, "О задружном начале" ("Юридическ. вест.", 1878, № 8); А. Ефименко, "Исследования народной жизни" (вып. I, М., 1884); Г. Блюменфельд, "О формах землевладения в древней России" (Од., 1884); Ф. Леонтович, "Задружно-общинный характер быта древней России" ("Журн. Мин. нар. пр.", 1874, № 6, 7 и 8); его же, "О значении верви по Русской Правде и Полицкому статуту" ("Журн. Мин. нар. просв.", 1867, т. 134); "Общественный и частный быт сербов" (ibid. 1856, т. 90); Иречек, "Slovanské pràvo v Čechach" (Прага, 1864); Ткалац, "Staatsrecht d. Fürstth. Serbien" (1858); Boцель, "O Staroč eskem d ědickem pravu" (Пр., 1861).

В. Б.

Смотрии так же...