Дейве

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Д ДА ДВ ДГ ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДЕА
ДЕБ
ДЕВ
ДЕГ
ДЕД
ДЕЕ
ДЕЖ
ДЕЗ
ДЕИ
ДЕЙ
ДЕК
ДЕЛ
ДЕМ
ДЕН
ДЕО
ДЕП
ДЕР
ДЕС
ДЕТ
ДЕУ
ДЕФ
ДЕХ
ДЕЦ
ДЕЧ
ДЕШ
ДЕЯ

Дейве — литовские богиньки. Им посвящены были особые каменные жертвенники на Литве и Жмуди, в житницах. Такие божьи камни (Deivuakmenai — собственоо "камни богинек") еще в 1820-х гг. встречались в Шавельском, Тельшевском, Поневежском, Вилькомирском уездах, на берегах реки Шешувы и в других местах и считались ночным местопребыванием и игрищем литовских богинь судьбы. Ср. Юцевич (Людвиг из Покиева), "Litwa p. wzgledem starożyt. zabytków" (Вильно, 1846, стр. 28-31). По словам иезуитов-миссионеров 1600 г., они считались хранительницами домашнего скота и хлеба и соответствовали латышскому растительному демону Цероклису. Жертвоприношения им состояли из крови жертвенных животных, петуха, первых плодов или зерен нового земледельческого года, первого куска и глотка при еде и т. д. Почитание этих Дейве или богинек напоминает боготворение земли-матушки (см. Дирволите) или жемины, у древних пруссов айстов — матери богов (mater deorum). Ср. A. Mierzyński, "Żródła do mytologii litewskiej" (Варш., 1892, стр. 11-20). О подобных женских существах ср. Н. Сумцова, "Boginki-Mamuny" (Варш., 1891), и Вольтера, "Материалы для этногр. латыш. пл." (см.); О Дейве в смысле леших — см. там же.

Э. В.

Смотрии так же...