Дедукция

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Д ДА ДВ ДГ ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДЕА
ДЕБ
ДЕВ
ДЕГ
ДЕД
ДЕЕ
ДЕЖ
ДЕЗ
ДЕИ
ДЕЙ
ДЕК
ДЕЛ
ДЕМ
ДЕН
ДЕО
ДЕП
ДЕР
ДЕС
ДЕТ
ДЕУ
ДЕФ
ДЕХ
ДЕЦ
ДЕЧ
ДЕШ
ДЕЯ

Дедукция (от deducere — выводить) — термин современной логики, обозначающий выведение одной мысли из другой, делаемое на основании логических законов. Большинство логиков под словом Дедукция разумеют выведение частного из общего: такое ограничение, однако, не имеет основания. Дедукция получила значение термина лишь в новой логике, главным образом благодаря трудам английских мыслителей, рассматривающих Дедукция в противоположность индуктивному методу. Понятие Дедукция встречается уже у Аристотеля (άπαγωγή). Латинская форма, deductio, впервые встречается в сочинениях Боэция; но как у Аристотеля, так и у Боэция Дедукция не противополагается индукции, а обозначает собой понятие, тождественное с силлогизмом и с доказательством. В средневековой, схоластической логике слово Дедукция не играет роли термина. В знаменитой пор-рояльской логике Арно ("Logique ou l'art de penser") Дедукция как термин тоже не встречается, нет его еще и в логике Канта. Следовательно, термин Дедукция составляет принадлежность логики XIX века. Еще и в настоящее время в некоторых сочинениях по логике Дедукция отождествляют с силлогизмом и считают его единственным правомерным способом умозаключения (см., напр., Rabier, "Logique", 1886). Отождествлению Дедукция с силлогизмом мешает, однако, то обстоятельство, что силлогизм есть лишь форма Дедукция, а не самый процесс. От узкого значения термина Дедукция следует отличать более широкое: совокупность процессов научного мышления (разделение и определение понятий, доказательство положения) за вычетом индукции. Понимаемая в таком смысле, Дедукция оказывается процессом, прямо противоположным индукции; эту противоположность видят как в исходных точках, так и в способах перехода от одной мысли к другой и, наконец, в конечных целях. Такое воззрение зашищал в русской литературе М. П. Владиславлев ("Логика", СПб., 1872), стоявший в данном случае под влиянием Милля, Бэна и др. Нельзя отрицать различия между Дедукция и индукцией, но противоположение их не имеет никакого основания. Человеческое мышление одно; как бы ни были разнообразны предметы, направление и цель мышления, одни и те же законы управляют мыслью. Противополагать Дедукция во всем индуктивному мышлению — значит вносить дуализм в человеческое сознание. Различие Дедукция от индукции получило характер противоположности вследствие развития опытных наук в новое время. Успехи опытного знания повлекли за собой подробное исследование методов его, причем иногда забывали, что в индукции имеется дело с тем же самым мышлением, в применении его к фактам внутреннего и внешнего мира. Неудачи спекулятивной философии, пользовавшейся по преимуществу Дедукция, способствовали расширению пропасти между индукцией и дедукцией. Между тем, легко заметить сродство индукции с Дедукция; не говоря о так называемой полной индукции (умозаключении от всех членов известной группы к самой группе), которая представляет собою пример совершенно правильного силлогизма, т. е. Дедукция — и так называемая неполная индукция, т. е. заключение от частного к общему, имеет своим основанием закон тождества, ибо в неполной индукции от некоторых случаев мы заключаем ко всем на том основании, что рассматриваем эти некоторые случаи как типичные представители всей группы. Дедукция С. Милль свел индуктивные методы исследования к четырем основным: метод различия, согласия, остатков и сопутствующих изменений. Рассматривая их, легко убедиться, что они представляют собой не что иное, как различные способы умозаключения, основанные на законе тождества. Метод остатков, например, представляет собой чистый случай определения путем исключения, т. е. умозаключение разделительное. В превосходном труде Каринского "Классификация выводов" (СПб., 1880) есть множество доказательств тому, что противоположность индукции и Дедукция в той форме, в которой оно обыкновенно делается, неосновательно и что поэтому нельзя делить все выводы на индуктивные и дедуктивные. С другой стороны, некоторые силлогистические выводы представляют собой пример умозаключений от частного к частному, на что впервые обратил внимание Дж. С. Милль. Таким образом, отождествляя Дедукция с силлогизмом, нельзя в то же время утверждать, что Дедукция есть всегда умозаключение от общего к частному, а следует дать более общее определение, с которого мы и начали настоящую заметку. Полное определение понятия Дедукция требует, помимо указания отношения ее к индукции, еще рассмотрения отношения Дедукция к анализу. Анализом называется прием мышления, посредством которого разлагается на составные элементы то, что в сознании дано как нечто целое; анализ противополагается синтезу; но и в Дедукция выводится из известной мысли с необходимостью другая, которая была заключена implicite в первой; отсюда сходство Дедукция и анализа очевидно. Если, однако, допустить, что форма Дедукция — силлогизм, то придется сказать, что анализ — более общее понятие, чем Дедукция Всякая Дедукция есть анализ, ибо разъясняет данное положение, выводя из него другое, заключенное в нем; но не всякий анализ есть Дедукция Анализ есть действие более простое, чем Дедукция В состав каждого процесса Дедукция входят следующие элементы: положение, из которого делается вывод и которое в таком случае назыв. основанием; самый процесс выведения из основания мысли, в нем заключенной, и, наконец, вывод или мысль, добытая из основания и поставленная как отдельное положение. Положения, из которых делаются выводы, могут быть чрезвычайно разнообразны, но в конце концов сводятся к двум родам: самоочевидные истины (аксиомы) и обобщения, добытые из опыта. Процесс выведения не меняет характера основания, из которого получается вывод, т. е. вывод из аксиомы сам получает аксиоматический характер; вывод из эмпирического положения есть факт, могущий быть проверенным на опыте. Самый процесс Дедукция основан на законе тождества. Частное подводится под общее на том основании, что оно по содержанию тождественно с общим; то же самое положение можно заметить и в заключении от частного к частному. Самый вывод, наконец, есть положение, в котором признается тождество подводимого с тем положением, под которое мы подводим. См. Силлогизм.

Э. Радлов.

Смотрии так же...