Васильев, Иосиф Васильевич

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВАА
ВАБ
ВАВ
ВАГ
ВАД
ВАЕ
ВАЖ
ВАЗ
ВАИ
ВАЙ
ВАК
ВАЛ
ВАМ
ВАН
ВАП
ВАР
ВАС
ВАТ
ВАУ
ВАФ
ВАХ
ВАЦ
ВАЧ
ВАШ
ВАЩ
ВАЮ
ВАЯ

Васильев, Иосиф Васильевичпротоиерей; род. в 1821 г. в Елецком уезде Орловской губ.; учился в Орловской семинарии и Петербургской духовной академии; в 1846 г. окончил курс и был оставлен при Академии для приготовления к профессорской кафедре. Магистерская диссертация Васильев, обратившая на него особое внимание начальства, имела своим предметом критическое рассмотрение учения римской церкви "о главенстве папы", и св. Синод признал за лучшее отправить молодого ученого в один из центров католицизма, в качестве священника местной православной церкви. Васильев назначен был священником при посольской церкви в Париже. Стараясь знакомить заграничное общество с духом православной церкви, с ее учреждениями и обрядами, Васильев издал переводы замечательнейших наших отечественных духовных писателей, а также переводы молитв на французский язык; но важнейшею заслугою его перед церковью было основание и издание в Париже, в продолжение 9 лет (1858—1867), православного духовного журнала "L'union chrétiénne". Главными сотрудниками по этому изданию были С. П. Сушков и аббат Геттэ, под влиянием Васильев присоединившийся к православию, но большая часть статей принадлежала самому Васильев, который по-французски писал легко и изящно. Статьи его, впрочем, редко являлись под его собственным именем; значительная часть их подписана псевдонимами: J. W., Аб-Юсуф, Королев и др., а иные и совсем без подписи. Самыми замечательными статьями в этом журнале были знаменитые "Письма к нантскому епископу Жакмэ" (русский перев. СПб., 1861, также в "Христ. чтении" 1861 г., т. 1 — 2; в "Страннике" 1861 г., кн. 5, 7, 8; в "Православном Обозрении", кн. 4, 7, 8) и письмо к известному историку Гизо (русск. перев. в "Христ. чтении" 1862г. т. I), которые доставили автору обширную известность, так как об этой полемике заговорила почти вся религиозная печать Европы и Америки. В этих письмах Васильев опровергает взгляды Запада на учение и организацию управления русской православной церкви. Плодом стараний Васильева явилось обращение в православие некоторых ученых представителей иноверных церквей, каковы аббат Геттэ, Овербек, Бьеринг. Вообще своею деятельностью в Париже Васильев возбудил на Западе живейшее внимание к русской церкви и много способствовал возникновению тех стремлений к сближению с Восточною церковью, которыми заявили себя старокатолики и Англиканская церковь. Энергии же Васильев православная церковь всецело обязана построением в Париже великолепного храма в византийско-русском стиле, для которого он собрал более 200000 р. В 1867 г., когда началось преобразование духовно-учебных заведений и при св. Синоде учрежден был учебный комитет, Васильев назначен был первым председателем этого комитета, в деятельность которого он внес струю учености. При нем, между прочим, был выработан устав женских духовных училищ, и вообще он много заботился о женском духовном образовании. Состоя только председателем учебного комитета, Васильев имел, однако, большое влияние на весь ход церковных дел за последние 12 лет его жизни благодаря уважению, которым он пользовался со стороны обер-прокурора св. Синода, гр. Д. А. Толстого. Умер 27 декабря 1881 г.

Ср. С. Сушков (в "Церковном Вестнике", 1890 г., №№ 22 и 23).

Смотрии так же...