Варшевицкий, Христофор

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВАА
ВАБ
ВАВ
ВАГ
ВАД
ВАЕ
ВАЖ
ВАЗ
ВАИ
ВАЙ
ВАК
ВАЛ
ВАМ
ВАН
ВАП
ВАР
ВАС
ВАТ
ВАУ
ВАФ
ВАХ
ВАЦ
ВАЧ
ВАШ
ВАЩ
ВАЮ
ВАЯ

Варшевицкий, Христофор — польский писатель, проповедник и политический деятель XVI и XVII вв., род. в 1543 г. в Варшевицах, в Мазовии. Первоначальное воспитание он получил в числе пажей императора Фердинанда I; был секретарем епископа Конарского, с которым несколько раз ездил в Италию. После смерти Сигизмунда-Августа Варшевицкий оказал большие услуги делу Генриха Валуа, которому написал похвальное слово (1574); вслед за тем на коронационном сейме, покровительствуемый нунцием, он открыто выступил против диссидентов, повредив этим успеху сейма. После бегства Генриха все депутаты восстали против Варшевицкого, которому угрожала смертная казнь; но он вымолил себе пощаду. Когда против него было предъявлено обвинение в краже и безнравственной жизни, его взял под свою защиту папа, запретив выдавать документы, которые могли компрометировать Варшевицкий Спасенный таким образом, Варшевицкий стоял вместе с нунцием за кандидатуру на польский престол императора Максимилиана II. Когда она не удалась, Варшевицкий должен был оставить Польшу и удалился в Регенсбург, где написал в 1576 г. "De rebus in Polonia gestis". Получив прощение Стефана Батория, Варшевицкий возвратился в Варшаву. Во время Московской войны 1580 г. мы находим его уже в свите короля, в звании секретаря; после ее окончания он в 1582 г., в качестве посла, ездил в Швецию к Иоанну III, который захватил Нарву и некоторые города в Эстонии. На вакантный после Батория престол одна партия поляков приглашала Сигизмунда Вазу, другая — эрцгерцога Максимилиана. Варшевицкий примкнул к последней, потерпевшей неудачу. Потеряв надежду на хорошую карьеру в качестве мирянина, Варшевицкий решился принять духовное звание и в 1598 году сделался каноником в Кракове. Ум. в 1603 году. Сочинения Варшевицкий проф. Вержбовский разделяет на шесть групп: 1) богословские, 2) политические (Paradoxa, Turcicae, De legato, De optimo statu libertatis), 3) исторические, 4) речи и панегирики (числом 29), 5) памфлеты, 6) переводы и издания. Они были написаны на латинском и польском языках и изданы (не все) в пяти сборниках; три из них вышли при жизни Варшевицкий (1589, 1595, 1599 г.), два остальные изданы Вержбовским: "Opuscula" (1883 г.) и "Mowy" (1886). Богословские сочинения Варшевицкий отличаются стремлением обратить гуманизм в орудие восстановление католицизма и усиления церковной реакции, враждебной всяким реформационным стремлениям; этим же духом пропитаны и все остальные его произведения. Он был приверженцем королевской власти, но не имел ясного представления о том, какая монархическая форма лучше и какая из них была бы соответственнее для Польши. В критике современного состояния отечества он боялся коснуться всех его ран. Одно из лучших его произведений по этой части — "De legato et legatione". Важны, хотя и не лишены крупных недостатков, исторические труды Варшевицкий Речи и панегирики составлены по образцу Цицерона; памфлеты в пользу Австрийского дома хотя и написаны довольно ловко, но не приносят чести автору. Относительно поэмы "Wenecia" между историками литературы существует разногласие, можно ли считать Варшевицкий ее автором или только издателем; проф. Вержбовский высказался против авторства Варшевицкий Самые обстоятельные исследования о Варшевицком принадлежат Станиславу Тарновскому: "Krzysztof Warszewicki" (Краков, 1874) и проф. Ф. Вержбовскому: "Христофор Варшевицкий" (Варшава, 1886) и др.

И. Лось.

Смотрии так же...