Вайделоты и вейдадоты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВАА
ВАБ
ВАВ
ВАГ
ВАД
ВАЕ
ВАЖ
ВАЗ
ВАИ
ВАЙ
ВАК
ВАЛ
ВАМ
ВАН
ВАП
ВАР
ВАС
ВАТ
ВАУ
ВАФ
ВАХ
ВАЦ
ВАЧ
ВАШ
ВАЩ
ВАЮ
ВАЯ

Вайделоты и вейдадоты (вайделоты — у пруссов, вейдадоты — у литовцев) — так назывались жрецы-прорицатели, стерегшие священный огонь, "швент угнис" или "швента угнеле" (Ś wenta ugnélé), неправильно называемый зничем. Первой обязанностью Вайделоты и вейдадоты было приношение жертв разным богам, особенно же Перкунасу. Они назывались также жинисами (źinys), т. е. знающими, так как предсказывали будущее; место, в котором они это делали, называлось жиниче (žinycze), a так как оно обыкновенно находилось при священном огне, то польские хронисты, не разобрав сути дела, назвали самый огонь "зничем" и происхождение этого будто бы литовского слова объясняли с помощью славянского выражения: "из ничего", т. е. "из ничего происшедший огонь", или "знич". Кроме предсказаний, обязанностью Вайделоты и вейдадоты было еще назначать время для местных праздников, во время войны принимать участие в походах и возбуждать мужество литовцев, лечить людей и т. п. Вайделоты и вейдадоты занимали среднее место в литовской языческой иерархии; выше их стояли: креве, кревейто, эварто-креве, креве и кревули; ниже — вуршайты (жрецы непосвященные), сигоноты (род дервишей), потиники (жрецы Рагутиса), лингусоны и тулусоны (погребальные жрецы), швальгоны (свадебные жрецы), буртиники (народные певцы), мильдувники (жрецы Мильды), путтоны (гадальщики по воде), пустоны (лечили дуновением), вейоны (прорицатели по ветру), жваконы (прорицатели по пламени и дыму), сейтоны (прорицатели по амулетам), канну-раугис (прорицатели по соли и пивной пене), зильнеки (прорицатели по полету птиц), лабдарисы (фокусники), звайждиники (астрологи), юодукнигиникасы (чернокнижники), вилкатсы (оборотни, волколаки). Вайделоты и вейдадоты имели право жениться, но источники не говорят нам ничего о том, чтобы их обязанности были наследственны. Их одежда состояла из длинной туники, обшитой белой тесьмой, застегнутой белым шнурком и украшенной внизу кистями из бычачьих хвостов; кроме того, они опоясывались широким белым поясом и при жертвоприношениях носили зеленые венки на голове.

Ср. Теобальд, "Литовско-языческие очерки", 1890 г. См. ст. Вайделотки.

И. Л.

Смотрии так же...