Бортнянский Дмитрий Степанович

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Б БА ББ БГ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БМ БН БО БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БОА
БОБ
БОВ
БОГ
БОД
БОЕ
БОЖ
БОЗ
БОИ
БОЙ
БОК
БОЛ
БОМ
БОН
БОО
БОП
БОР
БОС
БОТ
БОУ
БОФ
БОХ
БОЦ
БОЧ
БОШ
БОЭ
БОЯ

Бортнянский Дмитрий Степанович — знаменитый русский композитор церковной музыки, с деятельностью которого тесно связаны судьбы православного духовного пения первой четверти этого столетия и придворной певческой капеллы. Бортнянский Дмитрий Степанович родился в 1751 году в городе Глухове Черниговской губернии. В царствование императрицы Елисаветы Петровны он поступил малолетним певчим в придворный хор. Императрица Екатерина II обратила внимание на дарование молодого Бортнянский Дмитрий Степанович, занимавшегося у известного итальянского композитора Галуппи, и послала его в 1768 году за границу для усовершенствования в изучении теории композиции. Бортнянский Дмитрий Степанович продолжал в Венеции свои занятия у Галуппи, затем по совету своего профессора с научной целью ездил в Болонью, Рим, Неаполь. Ко времени пребывания Бортнянский Дмитрий Степанович в Италии относятся его сонаты для клавесина, отдельные хоровые сочинения, две оперы и несколько ораторий. В 1779 г. Бортнянский Дмитрий Степанович 28-ми лет возвратился в Россию. Его сочинения, поднесенные императрице Екатерине II, произвели сенсацию. Вскоре Бортнянский Дмитрий Степанович был удостоен звания композитора придворного певческого хора и денежной награды. В царствование императора Павла Петровича, в 1796 г., Бортнянский Дмитрий Степанович был сделан директором придворной певческой капеллы, преобразованной в том же году из придворного певческого хора, на место Полторацкого, умершего годом раньше. Заведуя капеллой, Бортнянский Дмитрий Степанович, помимо своих композиторских дарований, выказал еще организаторский талант. Он обратил внимание на комплектование хора лучшими голосами России, довел хор до высокого совершенства исполнения, а главное — энергично противодействовал той распущенности пения, которая царила в православных церквах, в которых, между прочим, исполнялись произведения и невежественных композиторов, носившие названия, напр., херувимских, в самом деле рядом с мелодиями умилительного распева выводившими разные веселые напевы. В церковное пение вводились арии из итальянских опер. Кроме того, и хорошие сочинения писались так неудобно для голосов, что в разных церковных хорах они подвергались изменениям и искажениям. Все это побудило св. Синод, разумеется, при содействии Бортнянский Дмитрий Степанович, сделать следующее постановление: 1) петь в церквах партесное пение только по печатным нотам; 2) печатать партесные сочинения Бортнянский Дмитрий Степанович, а также и других известных сочинителей, но только с одобрения Бортнянский Дмитрий Степанович Этим был водворен в церковном пении желаемый порядок. Бортнянский Дмитрий Степанович обратил внимание на церковную мелодию; по его ходатайству были напечатаны распевы, написанные крюками. Бортнянский Дмитрий Степанович сделал попытку разработать древние напевы нашего церковного песнопения, но нельзя сказать, чтобы труды его вполне достигли цели. Под влиянием духа времени Бортнянский Дмитрий Степанович, желая придать старинным мелодиям вполне определенную ритмическую стройность, нередко видоизменял эти мелодии, удаляясь от их истинного духа. Переиначивая мелодии, Бортнянский Дмитрий Степанович часто давал словам не вполне верную декламацию. Одним словом, из старинной церковной мелодии, служившей ему как бы канвою, Бортнянский Дмитрий Степанович создавал нередко почти новую мелодию. На недостатки в переложениях Бортнянский Дмитрий Степанович указывает Львов в своем сочинении "Ритм". Несмотря на то, что Бортнянский Дмитрий Степанович был родом из Украины, он сильно поддался влиянию итальянской школы, тяготение к которой весьма ощутительно в духовно-концертной музыке Бортнянский Дмитрий Степанович Но тем не менее в его произведениях видно крупное дарование; в них автор стремился выразить мысль текста священных песнопений, стараясь передать общее молитвенное настроение и не особенно вдаваясь в частности.

Гармония в сочинениях Бортнянский Дмитрий Степанович сравнительно проста, и вообще в его музыке нет тех эффектных и искусственных приемов, которые могли бы развлекать молящегося; кроме того, в сочинениях Бортнянский Дмитрий Степанович видно глубокое знание голосов. Многие биографы и историки называют время деятельности Бортнянский Дмитрий Степанович "эпохою" в области православной церковной музыки; отчасти они правы, так как Бортнянский Дмитрий Степанович первый оказал влияние на установление порядка в церковном пении по всей России и первый стал разрабатывать древние церковные напевы. Более верного и точного переложения церковных мелодий стал придерживаться Турчанинов (см. это сл.). Бортнянский умер 28 сентября 1825 года в Петербурге. Лучшими концертами Бортнянский Дмитрий Степанович считаются: "Гласом моим ко Господу воззвах", "Скажи ми, Господи, кончину мою", "Вскую прискорбна еси, душе моя", "Да воскреснет Бог и расточатся врази его", "Коль возлюбленна селение твоя, Господи". Из многочисленных сочинений Бортнянский Дмитрий Степанович изданы придворною певческою капеллою 35 концертов, 8 духовных трио с хором, трехголосная литургия, 7 херувимских, 21 мелких духовных песнопений, собрание духовных псалмов и других песнопений в двух томах (26 номеров), собрание четырехголосных и двуххорных хвалебных песней в двух томах (14 номеров), собрание гимнов для одного и четырех голосов и проч. Ср. "Церковное пение в России" протоиерея о. Д. Разумовского (Москва, 1867), "Березовский и Бортнянский как композиторы церковного пения" Н. А. Лебедева (СПб., 1882).

Н. Соловьев.

Смотрии так же...