Болгарская литература

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Б БА ББ БГ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БМ БН БО БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БОА
БОБ
БОВ
БОГ
БОД
БОЕ
БОЖ
БОЗ
БОИ
БОЙ
БОК
БОЛ
БОМ
БОН
БОО
БОП
БОР
БОС
БОТ
БОУ
БОФ
БОХ
БОЦ
БОЧ
БОШ
БОЭ
БОЯ

Болгарская литература Литературная деятельность в Болгарии началась несомненно так же, как и везде в Европе, в дохристианское время: уже тогда народ имел свои божества и свое мировоззрение и выражал свои чувства и мысли песней. Хотя собирание и записывание болгарских песен началось только в первой половине нынешнего столетия, тем не менее произведения народного творчества болгар необходимо поставить во главе других явлений их духовной жизни, подобно тому, как русское народное творчество служит вступлением в его литературу. Главные сборники песен, собранных в Болгарии, принадлежат П. Бессонову, "Болгарские песни из сборников Ю. И. Венелина, И. Д. Катранова и других болгар" (М., 1855), Стефану Верковичу — "Народне песме македонски Бугара" (Белград, 1860), братьям Миладиновым — "Български народни песни" (Загреб, 1861) и Дозону — "Chansons populaires bulgares in é dites". По Миладинову, все песни делятся на следующие отделы: самовильские, церковные, юнацкие, овчарские, жалобные, смешные, любовные, свадебные. Из них самые важные юнацкие, которые весьма сходны с такими же сербскими песнями и с некоторыми русскими былинами (см. Богатыри); эти песни имеют эпический характер, и в отношении эпических приемов и формы они не уступают сербским. Правда, что в них нет нежности, грации, мягкости, какую мы находим в песнях сербских, но взамен этого мы находим простоту, доходящую до суровости, глубину, силу и большую краткость. Песни эти еще весьма мало разработаны, несмотря на то, что в них, без сомнения, кроется множество ценных фактов, которые могли бы пролить большой свет на народную поэзию славян. Говоря о народной болгарской поэзии, мы, конечно, не имеем в виду сборников Верковича, озаглавленных славянской Ведой, так как они представляются просто подделкой.

В Болгарии, как и во всех остальных славянских странах, замечается то явление, что народная словесность не произвела никакого влияния на первоначальную литературу. Причина такого явления лежит в том, что народ, приняв сразу чуждую, не выработанную им самим религию, первоначально не имел ничего с нею общего: он исполнял обрядную сторону и в душе оставался прежним язычником. При таком положении дела естественно, что христианские священники вооружались против всех воспоминаний прежних времен и сами пытались создать новую народную литературу, которая была бы душеспасительна. Так как они все эти свои сочинения записывали, то последние, хотя не все, но по крайней мере в значительном количестве, дошли до нашего времени, между тем как простолюдин, не обладая умением писать, не оставил нам никаких следов своей прошедшей деятельности.

Литература, вызванная христианством, должна была сильно отразить в себе религиозное направление; и действительно, благодаря тому, что религиозное образование в X веке стояло на высокой степени развития, в Болгарии появляется в это время целый ряд талантливых писателей, оставивших после себя богатое наследство. К этому времени относятся прежде всего Симеон, если не считать первоучителей славян Мефодия и Кирилла, относительно которых не решено еще — на каком именно языке они писали. Симеону принадлежит "Златоструй", его славному современнику, Иоанну, экзарху Булгарскому, "Шестоднев", Константину, ученику Кирилла и Мефодия — различные переводы, монаху Храбру — важная статья о письменах славянских, дальше следует целый ряд переводных поучений, толкований, переводов священных книг. В это время появились первые опыты литературы светской, или лучше сказать, духовно-светской: переводы хронографов Малалы, Георгия Амартола и др. Все эти сочинения имеют для нас двойное значение: во-первых, по отношению к самой Болгарии, и во-вторых потому, что, будучи переводами византийских оригиналов, частью остались единственным следом этих последних, где-то затерявшихся. Одно время вся почти Болгарская литература литература сосредоточилась на Афоне, но после падения Болгарского царства болгарские монастыри на Святой Горе упали, и вместе с ними почти исчезла литература.

Одновременно с переводами богословских и историч. сочинений появляется на болгарской почве целый ряд произведений светского и повествовательного характера: "Александрия", "История Троянской войны"; "История о Синагрипе царе Адоров и Наливския страны", "Девгениево Деяние", "История Варлаама и Иоасафа", "Стефанит и Ихнилат", "Сказания о Соломоне и Китоврасе" и некоторые др. Затем народная фантазия вступила в круг религиозный и создала учение богомилов и целую их литературу (см. Богомилы и Апокрифы). После Симеона начался в литературе застой, продолжавшийся до половины XIV в., когда ереси снова стали угрожать господствующей церкви и появились поборники православия в лице Феодосия Терновского и патриарха Евфимия; последний написал целый ряд назидательных сочинений и даже создал целую школу, к которой принадлежит Григорий Цамвлак, Константин Философ, автор "Жития Стефана Лазаревича", и некоторые другие менее замечательные писатели.

Турецкое иго самым подавляющим образом отразилось на Болгарская литература литературе, которая замирает на 400 лет. Только в XVIII в. снова начинается поворот к лучшему: в 1762 выступает хиландарский иеромонах Паисий, о деятельности которого см. выше, в статье Болгария. Книга эта произвела большое впечатление между грамотными болгарами и была первым толчком возрождения. В 1804 Софроний Врачанский издал свои "Записки", вслед за тем началось литературное движение также между болгарскими эмигрантами в Валахии; там появились писатели: Анастас Стоянович, Василий Ненович, Петр Сапунов и Серафим Искызахарепин (переводчики Нового Завета), Петр Берович, автор первого болгарского букваря 1824 г. Огромное влияние на болгарское возрождение имел Ю. Венелин (1802—1839) изданием своих "Древних и нынешних болгар" и всей своей деятельностью. См. статью о нем, а также Априлов. В 1840 г. издан был Неофитом Рыльским новоболгарский перевод Нового Завета и начали быстрее издаваться книги путем подписки; в сороковых годах были уже книги, которые имели до двух тысяч подписчиков; тогда же возникают болгарские типографии; издается ряд учебников по разным отраслям человеческого знания. К. Огнянович издает первый альманах "Забава" (Париж, 1845), К. Фотинов — первый журнал в Смирне "Любословие" 1845 г., Богоров — первую газету в Лейпциге 1846 г. В это же время началась борьба с греками из-за самостоятельной Болгарской церкви, которая была установлена султаном в 1870 г. (см. подробнее в ст. Болгарская церковь). Этот церковный вопрос возбудил толки и ожесточенную полемику в литературе — в книжках и в журналах, число которых сильно увеличилось после 1844 г.; так, были основаны: "Цареградский вестник" Богоева, потом Ексарха 1849 г. — "Българиа", Цанкова — "Българскы книжици" (1858—1861) и многие другие: между ними особенно замечательно "Периодическо Списание", выходящее с 1876 г. и составляющее журнал Болгарского книжевного Дружества в Браилове.

Последним годам болгарской литературы посвящено несколько отдельных статей, между прочим, Карла Францоза, "Zwanzig Jahre bulgarischer Kulturentwickelung" (1870—1889), и Ярослава Романьчука, "Tegoczesna literatura Bulgarska" в журнале "Kraj", 1891 г., №№ 4—6. Первый из них исходным пунктом своего обозрения принимает восстановление самостоятельной болгарской церкви, второй же новейшую болгарскую литературу делит на две части: до восстановления самостоятельной Болгарии и после ее восстановления. Первый период он характеризует идеальным настроением всех тогдашних литературных произведений, которые говорили о притеснениях со стороны турецких жандармов, о нравственном упадке богатых чорбаджиев и бездеятельных калугеров; большинство в темных красках представляло незавидную действительность, другие, напротив, старались для сопоставления с современными им событиями весьма ярко рисовать заманчивые картины давно прошедших времен, чтобы таким образом возбудить патриотическое чувство. После 1878 г. мы замечаем почти тех же писателей, которые были и прежде; но их настроение уже другое: во внутренней жизни народа начались несогласия, образовались разные политические партии, идеалы обмельчали, и под влиянием этих новых обстоятельств изменяется и дух самой литературы, которая становится или продолжением того, что было до 1878 г., или же служит отражением идей и типов русской и французской литературы. К первому периоду относится прежде всего Петко Славейков, поэт, журналист, сатирик, педагогический писатель, ученый и министр, родившийся около 1825. Дальше следует Любен Каравелов (ум. 1879) и Христо Ботев; они в своих романах рисуют мрачный образ угнетенной Болгарии и прославляют смелых гайдуков; повести Каравелова были изданы в Рущуке в 1886 г. в 8 томах. Иван Блесков ("Злочеста Кръстинка" 1870) и брат его Петко ("Изгубена Станка") пишут хорошие исторические романы. К более старшему поколению принадлежит Геров, автор поэм "Стоян и Рада" (1845) и "Песнопойче" (1860); Жинзифов (ум. 1877 г.), издатель антологии "Новобългарска сбирка", где помещен, между прочим, перевод "Слово о полку Игореве". Драма имела представителя в лице Друмева (или епископа Климента с 1874 г.), который написал драму: "Иванко, убиецъть на Асеня I" (1872) — лучшее произведение во всей драматической болгарской литературе: ему же принадлежит первый роман: "Нещастна Фамилия" (1860). За Друмевым последовали: Войников, который превосходит талантом всех других своих современников, автор патетических драм и комедий, проникнутых горьким сатирическим тоном; Фингов, Шишков, Станчев, Шишманов, Величков, Владыкин и др., авторы около 30 оригинальных драм. Вообще в беллетристике Болгарская литература тенденциозность имеет перевес над эстетической стороной. Новейшие представители болгарской литературы, Иван Минчов Вазов, род. 1851 г., автор нескольких сборников лирических стихотворений, между которыми выдается "Сливница"; во время своего пребывания в России он написал роман "Под игом"; Стефан Михайловский — автор поэм, баллад и басен, особенно известный поэмой "Suspiria de profundis" и "Поэма зла"; Захарья Стоянов, умерший 1889 г., — поклонник и подражатель Каравелова. Из историков прежде всего надо отметить Георгия Стойкова Раковского (1818—1868), который тоже был поэтом и революционным агитатором; в его исторических сочинениях господствует смесь научного метода с произвольной фантазией. Гавриил Крестович в 1869—71 г. начал издавать "Историю българску", сочинение тоже несколько тенденциозное. Самым значительным историком Болгарии является Марин Дринов (род. 1837), бывший проф. харьковского университета; следует отметить Захара Стоянова и Стояна Заимова. По другим отраслям наук теперь также издаются руководства и самостоятельные работы; конечно, сравнительно с другими литературами болгарская не может считаться очень богатой, но насколько она развивается, можно судить хотя бы по тому одному факту, что в 1840 г. насчитывали только до 80 болгарских книг, в промежуток же времени с 1820 до 1870 г. появилось 500 новых книг, с 1870 до 1875 — 300, так что теперь весь объем болгарской литературы можно считать по крайней мере до 8000 книг.

И. Лось.

Смотрии так же...