Бокль Генри-Томас

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Б БА ББ БГ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БМ БН БО БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БОА
БОБ
БОВ
БОГ
БОД
БОЕ
БОЖ
БОЗ
БОИ
БОЙ
БОК
БОЛ
БОМ
БОН
БОО
БОП
БОР
БОС
БОТ
БОУ
БОФ
БОХ
БОЦ
БОЧ
БОШ
БОЭ
БОЯ

БокльГенри-Томас (Buckle) — знаменитый английский историк, сын богатого лондонского купца, родился в Ли (в графстве Кент) 24 ноября 1822 г. Духовным развитием и воспитанием своим всецело обязан матери своей. Она была женщина очень религиозная, но никому не навязывала своих убеждений. Молодой Бокль Генри-Томас очень любил слушать, как мать читала Библию. Вера в прогресс, в истину и любовь к поэзии была внушена Бокль Генри-Томас его матерью. Любовь к чтению зародилась в нем после ознакомления с "Тысячью одной ночью". Любимым его занятием было читать вслух Шекспира. От отца Бокль Генри-Томас унаследовал любовь к политике и блестящую память. Здоровьем Бокль Генри-Томас не отличался и потому и не мог долго оставаться в школе. Рано отдали его в школу в Кенглиш-Тоне, где он делал очень быстрые успехи. Когда 14 лет Бокль Генри-Томас получил первую премию за математику, отец спросил, какой награды желает сын; мальчик просил позволения оставить школу и самому заняться своим образованием, отец согласился. Прежде чем выступить на литературное поприще, Бокль Генри-Томас создал себе имя в качестве блестящего шахматного игрока. Через четыре года после того как Бокль Генри-Томас оставил школу, он обратил свои занятия, сначала ограничивавшиеся многосторонним, но бездельным чтением, к одному вопросу — умственному развитию рода человеческого. Таким образом, 18 лет он задумал то сочинение, которое прославило его имя, но задумал его, по собственному сознанию, в более обширных размерах: Бокль Генри-Томас хотел написать полную историю цивилизации человечества и только впоследствии, видя неисполнимость такого плана при существующих материалах, ограничился историею цивилизации в Англии. Отец не отрывал сына от ученых занятий и не требовал от него ведения торговых дел. В продолжение 17 лет Бокль Генри-Томас с редким самоотвержением употреблял десять часов в день на свою работу. Сначала он принялся за историю Средних веков, но с 1851 г. исключительно занялся историей цивилизации Англии. В 1840 г. отец умер, и Бокль Генри-Томас остался с матерью. Об уважении к ней свидетельствует посвящение первого и второго тома его книги: первый том посвящен ей, второй — ее памяти. Смерть отца сделала Бокль Генри-Томас владетелем большого состояния, которое он употребил главным образом на покупку книг и составил себе обширную библиотеку. Окруженный книгами, Бокль Генри-Томас готовил свою историю и твердо держал данное себе слово ничего не печатать, пока нельзя будет начать издание главного труда его жизни. Несмотря на свое удаление от литературного мира, Бокль Генри-Томас обратил на себя внимание таких людей, как Бунзен и Галлам, которые видели в нем юношу, подававшего большие надежды. Таким образом, счастливая обстановка в соединении с твердостью характера и настойчивым стремлением к одной цели дали возможность созреть его таланту. Кто знаком с громадною массою материала, заключающегося в примечаниях к "Истории цивилизации в Англии" и составляющего основу для широких выводов Бокль Генри-Томас, тот согласится, что это собрание материалов составляет явление, совершенно из ряду вон выходящее. В 1858 году появился первый том "Истории цивилизации в Англии", заключающий в себе общие начала, краткий очерк умственного развития Англии с XVI по XVIII в. и более подробное изложение умственного развития Франции за тот же период. Несмотря на отзывы критиков, довольно неблагоприятные, в особенности отзыв рецензента "Edinburgh Review", который нападал и на статистический метод, и на громадность плана, — книга все-таки имела такой успех, что в следующем году появилось второе издание. Главная цель Бокль Генри-Томас сделать историю наукою в полном смысле этого слова, отыскать общие законы развития рода человеческого. Это несколько сближает его систему с системою О. Конта, к которому Бокль Генри-Томас постоянно выказывал высокое уважение. Но от Конта Бокль Генри-Томас отличался тем, что был чужд произвольных построений будущности, какие Конт предлагает в "Cathechisme de la Religion Positive"; вообще Бокль Генри-Томас старается держаться фактической почвы, не пускаясь в область гаданий. Другим предшественником Бокль Генри-Томас был Вольтер в "Essai sur les Moeurs", но то, что является в этой книге как мимолетное замечание, скорее угаданное инстинктом, чем выведенное разумом, то у Бокль Генри-Томас обставлено всеми приобретениями современной науки. Сочинение Бокль Генри-Томас должно признать за одну из самых замечательных попыток объяснить прошедшие судьбы человечества и создать прочные основы для определения его будущего развития. Бокль Генри-Томас далек от стремлений поверхностных дилетантов объяснить то, что еще необъяснимо; он произносит суждение только о том, что положительно знает, и если он не чужд вообще человеческих увлечений, то чужд увлечений преднамеренных. Изложение Бокль Генри-Томас чуждо и школьного педантизма, и литературных вычур. Прозрачная, ничем не возмутимая ясность мысли вводит в заблуждение многих: кажется, будто все сказанное Бокль Генри-Томас ничуть не ново, давно известно всем, — а это только признак необыкновенной глубины и ясности понимания. Во всяком случае, сочинение его сразу доставило ему литературную и общественную славу. 19 марта 1858 г. Бокль Генри-Томас прочитал в Королевском институте лекцию "О влиянии женщин на прогресс знаний", напечатанную в "Fraser's Magazine" в апреле 1858 года. Целью этой первой и единственной лекции было доказать, что женщина естественно предпочитает дедуктивный метод индуктивному и что, поощряя в мужчинах дедуктивные привычки мышления, она оказала, хотя, может быть, совершенно бессознательно, громадную услугу науке. 1 апреля 1859 года Бокль Генри-Томас был страшно огорчен смертью своей матери. Под впечатлением глубоко потрясшей его потери он в заключении своей статьи о сочинении Д. С. Милля "О свободе" (Essay on liberty) привел аргумент о бессмертии, основанный на страстном желании свидеться с дорогим покойником и невозможности жить с уверенностью, что разлука должна быть вечною. В 1861 г. вышел второй том "Истории цивилизации в Англии", обнимающий собою умственное развитие Испании и Шотландии. Строгий приговор, произнесенный Бокль Генри-Томас шотландской церкви, вызвал осуждение многих, но общий успех второго тома был равен успеху первого. В промежуток между появлением первого и второго тома своей истории Бокль Генри-Томас поместил несколько статей в "Fraser's Magazine", из которых особенно любопытна статья о сочинении Милля, "On liberty". Эту статью он намерен был издать особою книгою вместе с несколькими новыми статьями: "О существенных причинах ценности денег", "О Баконе", "О Шекспире" и "О влиянии северной Палестины на происхождение христианства". Статьи эти остались неотделанными, и потому наследники Бокль Генри-Томас не решались издать их. В 1872 мисс Тейлор издала его "Разные посмертные сочинения". В своих сочинениях Бокль Генри-Томас излагает главным образом общие законы, которые управляют ходом человеческого развития. По мнению Бокль Генри-Томас, историей развития человечества управляют такие же правильные законы, какие управляют и физическим миром. Он решительно отвергал влияние расы на цивилизацию и весь прогресс человечества приписывал влиянию климата, почве, пище и красотам природы.

В 1861 г., по выходе второго тома своего сочинения, Бокль Генри-Томас почувствовал грустные последствия своей труженической жизни. В октябре он оставил Англию и вместе с сыновьями друга своего Мильнера Гибсона отправился на Восток для отдыха и поправления здоровья. Всю зиму он провел на Ниле. В марте 1862 года почувствовал себя худо и отправился из Каира на Синай. Когда здоровье его несколько поправилось, он предпринял утомительную поездку верхом по Палестине. Затем, пробыв два дня в Сидоне, Бокль Генри-Томас направился в Дамаск и здесь серьезно захворал. В бреду он постоянно повторял: "Книга! моя книга! я никогда не кончу моей книги!". 26 мая 1862 г. умер он в Дамаске. На могиле его, на мраморном памятнике вырезаны старинные арабские стихи:

"Написанное слово надолго переживает писавшего его;

Писавший покоится в земле, а произведения его живут".

Ср. Дризело: "Erhebung der Geschichte zum Rang einer Wissenschaft"; Лоран, "Philosophie de l'histoire"; Булье, "Morale et Progr é s", 1863; Бертола, "Phylat on Buckle". На русском яз.: "История цивилизации в Англии" явилась в двух переводах: 1) Буйницкого и 2) К. Н. Бестужева-Рюмина и Н. Тиблена (2 испр. изд., СПб., 1864); "Разные сочинения" (этюды) в пер. П. Н. Ткачева; "Влияние женщины на успехи знания" (СПб., 1864, два перев.) и "Отрывки из царствов. Елисаветы" (5 глав III т. "Ист. цивил. в Англии", СПб., 1868).

Смотрии так же...