Богадельня

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Б БА ББ БГ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БМ БН БО БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БОА
БОБ
БОВ
БОГ
БОД
БОЕ
БОЖ
БОЗ
БОИ
БОЙ
БОК
БОЛ
БОМ
БОН
БОО
БОП
БОР
БОС
БОТ
БОУ
БОФ
БОХ
БОЦ
БОЧ
БОШ
БОЭ
БОЯ

Богадельня (от слов Бога дела, т. е. для Бога) — богоугодное заведение для призрения лиц, почему бы то ни было неспособных к труду, как то: престарелых, немощных, увечных и выздоравливающих (но не временно больных и умопомешанных, для котор. существуют специальные учреждения). Существенным признаком Богадельня является полное содержание, даваемое призреваемым. Поэтому неправильно относят иногда к Богадельня такие благотворительные учреждения, которые взимают некоторую плату за призрение, или такие заведения, которые (как, напр., Николаевская Богадельня гвардейского духовного ведомства) дают призреваемым только помещение, предоставляя им лично дополнять свои средства существования или заработком, или пособиями со стороны других учреждений, благотворительных обществ и частных лиц. Подобного рода учреждения являются скорее домами дешевых или бесплатных квартир, чем Богадельня Как и все богоугодные заведения, Богадельня появились вместе с христианством и первоначально устраивались при больницах и даже сливались с ними. Так, в Польше Богадельня с давних времен существовали большею частью под названием "приходских гошпиталей", и лишь в 1843 году, когда на основании указа 18 февр. (2 марта) 1842 г. проведено было систематическое и правильное разделение благотворительных заведений соответственно преследуемым ими различным целям, они были переименованы в "домы приюта для престарелых и немощных". Некоторые из этих домов происхождения старинного. Так, напр., дом приюта в Люблине был открыт в 1342 г., в Варшаве дом Св. Духа и девы Марии — в 1388, в Радоме — в 1435, в Скерневицах в 1530. Во Франции и в настоящее время приюты для престарелых, немощных и увечных под названием hospices составляют вместе с больницами для исцелимых больных (h ô pitaux) одно ведомство госпиталей; учреждения, в которых имеются призреваемые обоих разрядов, называются hospices-h ô pitaux. Всех госпиталей во Франции в 1884 г. было 1654; в них к 1 янв. этого года призревалось 49051 чел. престарелых, немощных и увечных и 47978 больных: расход равнялся 113600462 фр., а доход 125080522 фр. Всякая община обязана принимать в свои Богадельня своих членов, ставших неспособными к труду; для таких общин, которые не располагают особыми Богадельня, генеральный совет департамента назначает известное число Богадельня, привлекая эти общины к участию в издержках по содержанию таких Богадельня В последние годы в департаменте Indre сделан был замечательный опыт выдачи престарелым беднякам взамен содержания в Богадельня ежегодного пенсиона в размере около 100 фр.; такая замена допускалась лишь под тем условием, чтобы община или частные благотворители участвовали в 2/5 расхода. В 1887 таким образом призревалось 100 чел. В 1888 г. директор ведомства общественного призрения предложил всем департаментам последовать этому примеру. В Англии после реформы 1834 г. Богадельня являются отделениями работных домов (см. это сл.), положенных в основу английской системы общественного призрения.

В Россию Богадельня вместе с христианством перешли из Византии; уже церковный устав св. Владимира упоминает о них и заведование ими поручает церкви. Можно сказать, что в древней Руси при всякой приходской церкви имелась Богадельня, а при некоторых монастырях образовались целые слободы нищих. Но церковь принимала под свое покровительство всякого без разбора, и уже на Стоглавом соборе царь говорил, что в богаделенных избах, на которых идет содержание как от царской казны, так и от многих благотворителей, содержатся не настоящие нищие, а те, которые платят за такое помещение приказчикам, управляющим этими избами. Собор признал необходимым выделить действительных нищих, состаревшихся и прокаженных, переписать их по всем городам и устроить для них Богадельня мужские и женские под ведением добрых священников и градских целовальников, а содержать такие Богадельня на счет частной милостыни. В связи с этими мерами стоит учреждение Приказа строения Богадельня; в то же время цари продолжали устраивать и поддерживать Богадельня в Москве и других городах на счет своей царской казны, именно на суммы Приказа Большого дворца. Во второй половине XVII века в Москве существовало до семи или до восьми более или менее обширных царских Богадельня Была известна Богадельня Моисеевская, устроенная на 100 чел., другая у Боровицкого моста на 38 чел., далее на Могильцах для 12, потом Покровская, Кулиженская, Петровская; далее у Боровицкого моста на 8 человек робят и в Сретенском монастыре род больницы "болящим и бродящим и лежащим нищим по улицам". Всех богадельников в царских Богадельня насчитывалось до 410 человек. Но заботы правительства о надлежащей организации Богадельня были до конца XVII ст. весьма слабы. Существенная перемена в этом деле должна была произойти вследствие указа 1682 г. царя Федора Алексеевича об устройстве в Москве двух шпиталень по новым еуропским обычаям, одной в Знаменском монастыре, в Китай-городе, а другой за Никитскими воротами, на Гранатном дворе. Для обеспечения этих шпиталень назначались вотчины, бывшие за Архангельским епископом и за Знаменским монастырем, чтобы "впредь, по улицам, бродящих и лежащих нищих не было"(этот замечательный указ не вошел в Полное Собрание законов; в новейшее время напечатан в "Курсе государственного благоустройства", Киев, 1890 г., ч. I, стр. 105—111). За этим проектом следует законодательство Петра Вел., который, преследуя нищенство и воспрещая частную благотворительность (см. это слово), повелел в 1712 г. завести по всем губерниям Богадельня для престарелых и увечных, неспособных к работе, и в такие монастырские и церковные Богадельня прежде всего хотел помещать престарелых, раненых и увечных военных чинов, а для содержания их указал давать им хлебное и денежное жалованье; на построение при церквах Богадельня для нищенствующих больных повелено было обращать свечные сборы. Открывавшихся при ревизиях увечных и дряхлых, неспособных к труду, повелевалось (в 1723 г.) в оклад не писать, а отправлять в Богадельня — распоряжение замечательное, но оказавшееся невыполнимым по недостаточности Богадельня Средства церковные оказывались весьма недостаточными для заведения и содержания Богадельня, а надежды, которые Петр возлагал в этом деле на созданные им городовые магистраты, не оправдались. Вот почему при преемниках Петра I до Учреждения о губерниях беспрестанно повторяются указы как о преследовании нищенства, так и о заведении Богадельня В Учреждении о губерниях 1775 г. является попытка устроить это дело на совершенно новых началах, попытка, оказавшаяся малосостоятельною. Устроение и заведование Богадельня поручено было созданному в каждой губернии приказу общественного призрения бедных. Приказам поручалось учреждать в городах и селениях Богадельня, особые для мужчин и особые для женщин. Кроме увечных и престарелых бедняков, в эти Богадельня указывалось помещать: бродяг и преступников, ссылаемых в Сибирь, если по дряхлости и болезням не могут туда следовать, увечных отставных нижних чинов, захваченных в прошении милостыни, исключаемых за пороки из духовного ведомства и по болезням и старости неспособных трудом снискивать пропитание и т. п. При таком составе призреваемых да при плохой еще администрации большинство Богадельня до передачи их в ведение земства (1864) и городов (1870) находилось в состоянии весьма неудовлетворительном. Для приведения их в лучшее состояние земские собрания прежде всего стали заботиться о помещении в Богадельня только беспомощных бедных, и многие из них (Костромское, Нижегородское, Харьковское) ходатайствовали об отмене обязательного помещения в земские Богадельня бродяг. В то же время земства стали заботиться о призревавшихся в Богадельня сиротах, о расширении комплекта призреваемых, об устройстве новых Богадельня, и многим из них (напр., Новгородскому) удалось привести Богадельня в совершенно иной вид. Значительные результаты достигнуты и г. С.-Петербургом. Первая забота по устройству в нем Богадельня принадлежит царевне Наталье Алексеевне, которая в 1713 г. близ нынешнего Таврического сада учредила Богадельня для убогих старух. Из др. Богадельня, учрежденных в прошлом столетии, осталось три: Инвалидный дом императора Павла I и Богадельня Волковская и Лаврская. В настоящее время все Богадельня Петербурга разбиваются на 2 группы: несословные и сословные. Первая группа в свою очередь подразделяется: 1) на Богадельня для лиц всех сословий и всех исповеданий, 2) на Богадельня для лиц всех сословий православного исповедания и 3) на Богадельня для лиц всех сословий иноверческих исповеданий; в состав второй группы входят Богадельня: 1) для лиц привилегированных сословий, 2) для лиц духовного звания, 3) для купцов, мещан и ремесленников и 4) для лиц военного звания. Число всех Богадельня и приютов в С.-Петербурге, предназначенных для призрения престарелых и беспомощных, простиралось в 1884 г. до 80, не считая в том числе домов дешевых и бесплатных квартир, носящих иногда название Богадельня Из них православным приходским попечительствам принадлежат 24, иноверческим приходам — 10, благотворительным обществам — 5, Импер. человеколюбивому обществу — 4, частным лицам — 10, а остальные разным ведомствам. Собственные капиталы имеют 24 богадельни, из них 16 кроме того владеют недвижимым имуществом (домами, где помещаются) и 5 имеют только недвижимое имущество; к 1 янв. 1885 все 29 Богадельня располагали капиталами, движимыми и недвижимыми, на сумму в 9542198 р. 76 к. Общее число призреваемых доходило до 8560 чел., в том числе женщин 6849; общая сумма расходов за 1884 г. составляла млн. 150 с лишним тысяч рублей. Сравним эти цифры с цифрами, представляемыми другими столицами Европы. В Вене число призреваемых в 17 городских и 5 частных Богадельня простиралось в 1884 г. до 5088 с расходом в 969262 р.; в Берлине в том же году имелось 14 госпиталей и Богадельня на 1882 чел. с расходом в 250364 руб., кроме того, 14 частных Б с 937 призреваемыми и расходом в 268000 р. В Париж, где все дело общественного призрения сосредоточено в руках города, 11 городских Богадельня призревало в 1882 г. 15593 чел., и на содержание их израсходовано 2836158 руб. Оказывается, что Петербург, который на благотворительные дела тратит меньше других столиц (за исключением частной благотворительности, в СПб. на 1 жит. приходится 1,5 р., в Берлине — 2,9, в Париже — 5,7, в Вене — 6,2), имеет большее число Богадельня, да и число призреваемых в них сравнительно больше. Обстоятельство это объясняется отсутствием других видов призрения, сравнительно слабым развитием частной благотворительности и недостатком цельного законодательства о бедных, которое не только возлагало бы на каждую общину обязанность призревать своих членов, впавших в бедность, но и дало бы этому делу надлежащую организацию. Общее число всех Богадельня с России не может быть установлено за недостатком точных статистических данных, в особенности по отношению к тем губерниям, где не введены земские учреждения и где дело призрения бедных осталось в ведении приказов. О военных Богадельня см. Инвалидные дома. См. еще Вдовьи дома. О начале Богадельня в Москве см. статью И. М. Снегирева в кн. "Литературный вечер" (М., 1844). Другие литературные указания у В. И. Межова: "Благотворительность в России" (СПб., 1883). С Богадельня отнюдь не должны быть смешиваемы древнерусские убогие дома, или скудельницы (см. это сл.).

А. Я.

Смотрии так же...