Салическая династия

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
САЛ
САА
САБ
САВ
САГ
САД
САЖ
САЗ
САИ
САЙ
САК
САЛ
САМ
САН
САО
САП
САР
САС
САТ
САУ
САФ
САХ
САЧ
САШ
САЯ

Салическая династия (или франконская) — в Германии имела 4 представителей: Конрада II, Генриха III, Генриха IV и Генриха V. Столетний период ее царствования (1024—1125), чрезвычайно важный с всемирно-исторической точки зрения, можно разделить на две эпохи: время первых двух Салиев отмечено необыкновенным ростом теократической монархии, достигшим около середины XI в. своего апогея, а при двух последних различные неблагоприятные условия усилили центробежные элементы Германии в ущерб монархии, поработили престол князьям и церкви. Границу этих 2 эпох составляет 1046-ой год, когда Генрих III короновался императорской короной в Риме. До этого года королевская власть, внутренний мир и порядок постоянно растут; после 1046 г. успехи короны случайны, падение монархической власти идет с возрастающей быстротой. Территориальный состав империи увеличился при Конраде II приобретением Бургундии (Арелатского королевства), обнимавшей долину Роны и склоны Юрского хребта, из чего можно заключить, что поступательное движение немецкой нации, начавшееся еще при Каролингах, продолжалось. Однако было резкое различие в характере завоеваний на западе, среди романских народов, стоявших выше немцев в культурном отношении, и на востоке, среди разрозненного славянского мира. С течением времени территориальные захваты на западе прекратились; самое господство немцев за Рейном и на Роне не отличалось прочностью, между тем как движение за Эльбу и на Дунай шло почти непрерывно. Со стороны запада сама Германия сделалась ареной различных культурных влияний, что выразилось, между прочим, в реформе многих немецких монастырей в духе клюницизма. Успехи немецкого влияния на востоке и юго-востоке при первых Салиях были блестящи. В 1041 г. покорился Бретислав Богемский; в 1045 г. венгерский король Петр, ставленник Генриха III, делается его вассалом; в такие же отношения становятся владетели Польши и Фландрии. Но уже последние годы Генриха III были омрачены политическими и военными неудачами: Венгрия освободилась от дани и вассальных отношений; в Лотарингии и Фландрии местные владетели восстали против императора; в Италии норманны нанесли папе Льву IX поражение при Чивителле (1054), что сильно подорвало значение императора, как защитника папского престола. Во время малолетства Генриха IV и правления матери его Агнесы и Ганнона Кельнского, а позже — во время борьбы за инвеституру, Польша, Венгрия и Богемия пользуются смутой в государстве и не только уничтожают последние следы своей зависимости от империи, но даже переходят в наступление; прошло много лет, пока Генрих V отстоял неприкосновенность имперской границы. Среди балтийских и полабских славян ослабление империи выразилось в разрушении церквей и монастырей, при чем сильно пострадала Бременская епархия знаменитого Адальберта, ослабленная в борьбе с Биллунгами. Внутреннее устройство империи носило еще те же черты, что и при саксонской династии, но под старыми формами были уже зародыши новых политических и социальных образований. Во главе государства стоял король, избранный духовными и светскими князьями на франконской земле и коронованный в Аахене. Первые Салии удачно старались основать наследственную монархию и низвести выбор короля, освященный обычаем и народным правом, к простой формальности; это достигалось ранней подготовкой намеченного наследника к государственной деятельности и передачей ему правления еще при жизни предшественника. Так, на сейме 1053 г. в Трибуре Генрих III заставил князей присягнуть своему трехлетнему сыну, будущему королю Генриху IV. Последний также короновал своего сына (1099), заставив предварительно, на сейме в Кельне, признать за молодым Генрихом права на наследство. Кратковременность династии, страстная оппозиция вассалов против наследственности монархии, борьба с папством, постоянно отвлекавшая силы императоров, и смутная эпоха регентства Агнесы и Ганнона были причинами неудачи стремлений Салиев. Вассалы выставляли антикоролей, которых принуждали (напр. Рудольфа Швабского) дать обязательство, что корона не будет передана по наследству (борьба двух принципов продолжалась при Штауфенах и кончилась в пользу князей). После коронования в Риме германский король получал титул "римского императора"; он пользовался также правом носить ломбардскую корону; в 1046 г. Генрих III соединил с германской короной сан римского патриция, дававший ему патронат над престолом св. Петра. Короли по-прежнему вели жизнь странников, не имея постоянной резиденции, останавливаясь в бургах и пфальцах или в крупных городах, где вокруг них собирался блестящий двор. Здесь король в качестве верховного судьи судил и разбирал споры; в его присутствии местные власти теряли силу. Вместе с советниками он занимался текущими делами, принимал посольства и т. п. Турниры, музыка, танцы и пиры развлекали блестящее общество. Доходы король получал из огромных, рассеянных по всей империи имений, которые, несмотря на щедрые раздачи духовным и светским вассалам, были еще очень многочисленны. Лично управляя государством, король раздавал права, привилегии, иммунитеты и государственные должности; в последнем случае ему приходилось считаться с наследственными и племенными правами. Архиепископы Майнцкий, Кельнский и Трирский занимали высшее место среди придворных чинов в качестве великих канцлеров, первый для Германии, второй для Италии, третий для Бургундии; другие высшие придворные чины были уже в зародыше, но еще не соединялись неразрывно с известными герцогствами или графствами. Кроме того, масса дворян и слуг жила от милости короля. Как и в саксонскую эпоху, во главе отдельных племен (саксов, швабов, баварцев, каринтийцев, верхне- и нижнелотарингцев) стояли герцоги, первые вассалы короны, самостоятельно управлявшие своими землями. Имея связи среди местной аристократии и опираясь на стремление племен к сохранению своей самобытности и вольностей, герцоги отстояли наследственность своих ленов и положили первое основание дроблению Германии. Впрочем, и тут эпоха первых императоров из Салическая династия дома резко отличается от позднейшего времени. Черпая силы из собственных наследственных земель, король естественно стремился соединить в своих руках по возможности все герцогства. При Генрихе III только Саксония и Лотарингия имели собственных герцогов, но при Генрихе IV герцогства окончательно ускользнули из рук короля. Маркграфы, охранявшие границы государства, занимали положение одинаковое с герцогами, но шли в имперское ополчение под герцогским знаменем. Генрих III создал новое маркграфство Штирию, выделив из Каринтии восточную ее часть, чтобы придать борьбе с мадьярами большую интенсивность. Пфальцграфы по-прежнему охраняли королевские права и регалии, в герцогствах управляли королевскими доменами, судили во всех общинах, непосредственно подчиненных королю. Постоянный антагонизм этих верных слуг короля с герцогами кончился в пользу последних; пфальцграфы почти отовсюду были вытеснены. Добившись наследственности, герцоги и маркграфы основали могущественные династии, успешно соперничавшие с королевской; в Саксонии такую роль играли Биллунги, в Австрии — Бабенберги, в Южной Германии — Церингены, Вельфы и Штауфены. Многие графы также добились наследственности своих достоинств и самостоятельности. Старинное деление на области (Gau) уже не совпадало с делением на графства; иные графы соединили в своих руках несколько областей, а в крупных областях сидело несколько графов; иммунитет городов еще более запутывал систему. Владетелей обширных графств (одного крупного гау) стали называть ландграфами; бурги и крепкие города подчинялись бургграфам. Пользуясь слабостью центральной власти, области в лице своих представителей — князей добивались автономии (Landeshoheit). Феодализация общества, связавшая мелких владетелей и рыцарей крепкими узами вассальной и экономической зависимости с аристократией, лишала правительство лучших военных сил. Практичные Салии пошли навстречу духу времени и признали принцип наследственности ленов, но заставили коронных вассалов (князей) сделать то же самое относительно их вассалов (рыцарей и динстманнов). Эта мера привлекла на сторону Империи сердца военных людей, видевших в короле защитника своей свободы. Решившись дать юридическую основу существующей уже практике, король прекращал, вместе с тем, раз навсегда постоянные споры, возникавшие из соединения аллодов с ленами, и уничтожал главный источник смут. Не завися более от произвола своих сюзеренов, мелкие вассалы свободнее исполняли свои обязанности по отношению к королю, а герцоги и графы не так легко собирали рыцарей для бунта. Те же цели преследовал закон Конрада II об итальянских вальвассорах (1037), гарантировавший им наследственность бенефиций, суд пэров и апелляцию к императору; император в данном случае имел в виду разъединить враждебную немцам национальную партию и "вырвать меч" из рук крупных феодалов (капитанов). При Генрихе IV, с ослаблением королевской власти, княжеские съезды получают характер законодательных сеймов, предписывающих свою волю королю; на этих съездах решаются, часто наперекор ему, важнейшие дела государства. Съезд в Трибуре (1066) предложил Генриху IV либо удалить Адальберта Бременского, либо сложить корону; в Горстунгене (1074) князья заставили Генриха срыть все саксонские бурги; на съезде в Трибуре 1076 г. королю предписали очиститься от отлучения в течение года или же сложить власть. Даже Вормсский конкордат 1122 г. был больше всего делом князей, которые во время борьбы между империей и папством возвысились до степени третьей державы, более всего выигрывавшей от примирения ослабленных противников; плодами так наз. спора за инвеституру воспользовались в Германии князья. В разрушении королевской власти и единства империи принимали участие и духовные князья, имевшие в силу своих традиционных связей с монархией, своего образования и богатства исключительное влияние на государственные дела. Епископы, и аббаты были первыми советниками короля; они воспитывали королевских детей, они же заведовали государственной канцелярией. В борьбе с феодалами саксонская и Салическая династия династии опирались на духовенство; из года в год росли его иммунитеты и привилегии; архиепископы, епископы, даже некоторые аббаты освободились таким образом от герцогов и сами стали могущественными ленниками, соединив в своих руках духовную и светскую власть. При Салическая династия династии было 6 архиепископов — Майнцский, Кельнский, Трирский, Магдебургский, Бременский и Зальцбургский; они получали паллий из Рима; им было подчинено 35 епископов. Первые Салии почти бесконтрольно распоряжались духовными местами, замещая вакансии верными людьми из королевской капеллы; часто бывали и случаи явной симонии, встречавшей протест со стороны партии реформы. С течением времени немецкое высшее духовенство вопреки своей прежней политике стало стремиться к освобождению от опеки короля и вполне прониклось тенденциями феодалов. Протянув руку помощи князьям, прелаты сохранили свои места и получили свободу действий. Самый тяжелый удар союзу короны с немецким духовенством был нанесен постановлением Римского собора 1075 г. о симонии и инвеституре, до основания поколебавшим шаткое феодальное государство. Вормсский конкордат мало что изменил в этом отношении; высший клир Германии, перестав быть зависимым союзником короны, усилил ряды враждебной королю аристократии. Типичными представителями этой своекорыстной политики были Ганнон, мечтавший создать из Кельна немецкий Рим, и Адальберт, стремившийся основать на севере особый патpиaрхат около Бременской метрополии. Отношения к папству, также основанные на традиционном союзе, круто изменились с середины XI в. Генрих III, несмотря на свою церковность, распоряжался престолом св. Петра как прочими епископскими кафедрами, возводил и низводил пап по своему усмотрению, в силу власти римского патриция; папство настолько унизилось, что стало обыкновенным феодом империи. Через двадцать лет после его смерти возродившееся папство грозило в свою очередь сделать империю своим феодом. Законом о папских выборах (1059) курия оградила себя от вмешательства светской власти; затем, не получая защиты из-за Альп (в эпоху регентства) против народных бунтов, норманнов, тускуланских баронов и ломбардских епископов, папство стало искать других союзников и нашло их в тех же норманнах и в патарии (см.). Когда началось преобразование общества и церкви в духе клюнийцев (о чем мечтал и Генрих III) и пришлось решить вопрос, кому принадлежит первенство в теократической империи — преемнику ли галилейских рыбаков или наследнику Августа и Траяна, папство заключило союз с князьями и разорвало нравственную связь, соединявшую государя с его подданными, предав первого анафеме и освободив последних от присяги; наконец, оно объявило монархию эманацией своего полновластия и потребовало для себя решающего голоса при замещении германского престола (см. Папство и теория его власти). К несчастью для Салическая династия династии, ее представители слишком увлеклись политическими вопросами, разбросались в борьбе на различных театрах и упустили время стать во главе трех могущественных движений века: Божьего мира, реформы в духе клюнийцев и крестовых походов. На полях Пиаченцы и Клермона Урбан II двинул католическую Европу на Восток, а император остался праздным свидетелем этого мирового события. Социальные отношения сложились в виде распадения нации на две неравные половины: малочисленную, облеченную всеми правами феодальную аристократию и бесправную народную массу, из среды которой уже заметно выдвигается буржуазия. Необеспеченность личной свободы и собственности, дороговизна военной службы и разложение государственной власти заставляло мелких собственников становиться вассалами короля или сильных людей (только в Саксонии сохранился многочисленный класс свободных крестьян-собственников). Изменившаяся система военного устройства еще резче провела сословную грань. Вместо свободных крестьян, сражавшихся в пешем строю и в отцовском вооружении, под государственным знаменем саксонских королей, при Салиях по призыву короля вассалы приводили ему отряды конницы из закованных в латы рыцарей и динстманнов. Только бившийся в рядах этой рыцарской армии воин пользовался почетом; пехотинец встречал лишь презрение. Уже в эпоху Салическая династия императоров получило начало деление всех благородных и свободных людей на 7 разрядов или "щитов" (Heerschilde), заимствованное от военного строя. Первый щит поднимал король, второй — духовные князья, третий — светские князья (вассалы короля), четвертый — графы и владетели земель с собственной юрисдикцией. Это была высокая аристократия. Пятый щит поднимали средние ленники, подвассалы (Mittelfreie), имевшие право держать свободных вассалов (Bannerherren); шестой — их вассалы, простые рыцари, не имевшие своих свободных вассалов и состоявшие на службе. Все эти 6 категорий благородного рыцарства (milites, ordo equester), несмотря на различие степеней, были проникнуты духом сословного равенства. В самых крайних случаях призывался к оружию седьмой "щит" — свободное крестьянство, постепенно терявшее право носить оружие, а вместе с тем и гражданские права. Только с трудом завоевали себе горожане право носить оружие, но сражаться рядом с рыцарями они не имели права; гарнизонная служба и защита городов — вот та скромная роль, которую отвели буржуазии. Мелкий люд обратился в бесправную и неимущую массу; свобода стала привилегией сильного.

В культурном отношении эпоха Салическая династия династии была шагом назад сравнительно с предыдущей. Первые Салии покровительствовали наукам, нашедшим приют в Салическая династия Галлене, Рейхенау, в монастырях Шварцвальда и Нижнего Рейна, а также искусствам; великие сооружения в романском стиле (в Шпейере, Вормсе, Майнце, Кельне) относятся к их эпохе. Жестокая борьба, возгоревшаяся с середины XI в. и сопровождавшаяся разрушением церквей и монастырей, не была благоприятна для процветания наук и искусств; она наполнила Германию и Италию всеми ужасами войны и подготовила почву для одичания нравов. Империя была усеяна замками рыцарей, сделавших из разбоя и мелкой войны доходное ремесло; кулачное право, грабежи и пожары — вот общий фон жизни при Генрихе IV и Генрихе V. На такой почве упадок нравов и разврат должны были пустить глубокие корни и захватить все слои общества, не исключая и духовенства. Из мрака смуты и несчастий человечество искало успокоения и искупления в подвигах веры (крестовые походы). Когда Германия и Италия находилась под гнетом церковного проклятия, когда не было ни одной души, не оскверненной обхождением с отлученными, когда отец восстал на сына, папа на папу, когда раскол захватил все слои общества и все учреждения, общее сознание вины и забота о спасении души еще более усилили аскетическое настроение, на котором папы основали свою победу над миром. Самые подвиги веры сопровождались дикими действиями; крестоносцы избивали на своем пути евреев, жгли и грабили христиан. При господстве аскетических идеалов становится понятной сила отлучений, к которым прибегало папство в борьбе с врагами. Феодальное государство было шатким зданием и поддерживалось, главным образом, страхом пред данной клятвой; когда эта связь была ослаблена и во имя религии ее высший представитель стал проповедовать измену, все узы падали и личные интересы брали верх над государственными. Только рост имперских городов (Кёльн, Вормс, Юлих и др.) с их богатством, промышленностью, торговлей и благоустройством составлял отрадное исключение в эту эпоху рабства, нищеты, анархии и фанатизма. Сознавая связь своих интересов и свободы с могуществом империи, города Германии стали верными союзниками Генрихов и проложили себе таким образом путь к будущему могуществу (в Сев. Италии города воспользовались борьбой папства с империей и патарианским движением для создания своей коммунальной независимости). На литературе эпохи ясно отразилось церковное настроение и сословная рознь. Народная поэзия разделяла презрение, с которым относились к народу, и заглохла; среди суеверной и фанатической толпы ее представители (Spielleu te, Bänkelsä nger) не находили более слушателей. Немецкая литература эпохи борьбы за инвеституру и крестовых походов имела преимущественно духовное содержание, занималась мистериями, библейскими темами, страхами ада, реже — античным миром, с педагогической целью; нет недостатка и в сатирических выходках против разврата и роскоши рыцарей, монахов и дам. Излюбленными темами были антихрист, страшный суд, прославление Девы Марии. Внешние формы отличались неуклюжестью; авторы охотно писали рифмованной прозой и даже смешивали латинский язык с немецким. Молитва, исповедь, поучение также получают поэтическую форму (кроме Ноткера Лабео, Виллирама, Эццо, много анонимных авторов писали в эту эпоху). Латинская литература была несравненно богаче, имея богословское, полемическое или историческое содержание. Обилие классических цитат, перемешанных с плохой церковной латынью, свидетельствует о знакомстве авторов с классическими писателями. Кроме историков (Випон, Ламберт, Герман, Адам Бременский и др.), множество памфлетистов и авторов полемических трактатов было выдвинуто страстной борьбой за идеи и принципы. Последний род литературы особенно развился в Италии, Лотарингии и Фландрии. В имперских монастырях благочестивые монахи составляли летописи, носящие обыкновенно имя их монастыря (альтаихские, рейхенауские и др.), они часто имеют официозную окраску. Спор между папой и князьями с одной, королем — с другой стороны поставил на очередь такие острые вопросы, как происхождение государства, королевской власти, отношение народа к монарху, отношение духовной власти к светской и т. д. Этот спор несомненно расширил умственный горизонт передовых людей, привел их к изучению римского и церковного права; Вормсский конкордат носит на себе явные следы стремления разграничить начало светское и духовное. Из многочисленных полемистов и памфлетистов этой бурной эпохи (Боницо, Бенцо, Доницо, Петр Красс, Бенно, Венцо, Манегольд и др.) одни отстаивают империалистическую точку зрения, другие — папистическую, третьи служат интересам княжевластия, у одного из них, магистра Манегольда Лаутенбахского, впервые в средние века всплывает учение о народовластии.

Многочисленные источники для истории Салическая династия династии превосходно обработаны и изданы в "Monumenta Germaniae historica". Летопись Ламберта ("Annales Hersfedenses") изд. в III и V т. "Scriptores"; талантливая биография Конрада II, составленная его капелланом Випоцом (Vipo, "Vita Chuonradi regis") — в XI т.; рейхенауская летописная хроника (Hermann von Reichenau, "Chronicon") — в V томе; альтаихская летопись ("Annales Altheuses") — в XX-м ; история саксонской войны Брунона (Bruno, "De bello Saxonico") — в V-м; анонимная "Vita Heinrici IV" — в XII т.; всемирная хроника Экгегарда (Ekkehard von Aurach) — в VI т. Полемическая литература обработана в том же издании Ileinemann'ом (1891—92). О публицистах XI в. существует специальная монография: Mirbt,"Die Publicistik im Zeitaller Gregors VII" (1894). Официальные документы эпохи изд. во II томе отдела "Leges" в "Monum. Germ.". Важным дополнением служит V том изд. Jaff e — "Bibliotheca rerum Germanicarum". Критика источников — у Wattenbach, "Deutschlands Geschichtsquellen in Mittelalter" (несколько изданий). Сборник извлечений из источников, расположенных в хронологич. порядке, изд. Richter ("Annalen d. deutschen Reiches im Zeitalter d. Ottonen u. Salier", 1890). Для хронологии важен Stumpf, "Acta imperii ab Heinrico I ad Heinricum VI" (1865—1881); для библиографии — Waitz, "Quellenkunde der deutschen Geschichte" (неск. изд.); для истории учреждений — Waitz, "Deutschlands Verfassungsgeschichte" (т. IV). Очерк идей у кн. Салическая династия Н. Трубецкого ("Религиозно-общественный идеал зап. христианства в XI в."). О клюнийском движении в Германии см. Поппон. Кроме соответственных отделов в общих сочинениях Гизебрехта, Ранке, Нитча, Лампрехта и др., существуют ценные монографии для каждого царствования, представляющие пока еще только свод и оценку сырого материала: Hirsch und Bresslau, "Jahrb ücher des deutschen Reiches unter Konrad II" (1879—84); Steindorf, "Jahrb. des deutsch. Reiches unter Heinrich III" (1874—81), Meyer von Knonau, "Jahrbü cher d. deutsch. R. unter Heinrich IV und Heinrich V" (1890). История Салическая династия династии Штенцеля (Stenzel, "Gesch. der fr ä nkisch. Kaiser") и соч. о Генрихе IV Флото (Floto, "Kaiser Heinrich IV und sein Zeitalter") значительно устарели.

А. Готлиб.

Смотрии так же...