Пушан

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПУА
ПУБ
ПУГ
ПУД
ПУЖ
ПУЗ
ПУИ
ПУЙ
ПУК
ПУЛ
ПУМ
ПУН
ПУП
ПУР
ПУС
ПУТ
ПУУ
ПУФ
ПУХ
ПУЦ
ПУЧ
ПУШ
ПУЩ
ПУЭ

Пушан (санскр. P û sha = "питатель" от push = "питать, заботиться о ком") — в древней индийской мифологии (ведийского периода) благотворное божество довольно неопределенного характера, хотя в Ригведе о нем часто идет речь (120 раз), и он занимает там более видное место, чем Вишну. В позднем ведийском и послеведийском периодах он упоминается все реже и реже. К числу особых признаков Пушан принадлежат золотое копье и бодец или острая погонялка; колесница его, которой он искусно управляет, запряжена козлами. Как и Агни, он видит всех тварей сразу и ясно; подобно солнцу, он — владыка всех вещей, жених своей матери и любовник своей сестры. Со своими золотыми кораблями, плывущими в воздушном океане, Пушан является послом солнца — Сурьи. Он движется вперед, поддерживая вселенную, и обитает в небесах. Частый эпитет его — "пылающий, жаркий" (â ghrni). Пушан является господином всех путей и вождем мертвых на дальнем пути их к "Отцам"; он же покровитель дорог и путешественников. Он помогает находить утраченное и охраняет скот. Вместе с другими светлыми божествами, он называется асура и принадлежит к числу двенадцати светлых адитья. По-видимому, Пушан нельзя считать олицетворением какого-нибудь определенного явления природы, хотя многие из вышеприведенных качеств его и могут быть приписаны солнцу. Комментатор Яска объясняет Пушан, как образ солнца, охранителя всех существ. В послеведийской литературе имя Пушан иногда является синонимом солнца. Весьма вероятно, что Пушан есть солнечное божество, может быть, сохранившееся от более древнего периода; конкретные физические признаки солнца заслонены в нем более поздними абстрактными свойствами благотворной, споспешествующей силы, дающей пищу, жизнь и охраняющей все живое.

Ср. Macdonell, "Vedic Mythology" (Страсбург, 1897, § 16), в Бюлеровском "Grundriss der indo-arisch. Philologie".

С. Булич.

Смотрии так же...