Пошлины

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЮ
ПОЯ

Пошлины (вообще) — источники государственных доходов, занимающие среднее место между налогами и частнохозяйственными доходами. С последними Пошлины имеют то общее, что они уплачиваются не всеми гражданами вообще (как налоги), а лишь лицами, приходящими в известное соприкосновение с государством, по поводу каких-либо особых отношений к нему или между собой. Некоторые Пошлины носят характер платы за услуги государственных учреждений, и в этом отношении они наиболее схожи с частнохозяйственными источниками дохода; различие заключается в том, что услуги, оплачиваемые Пошлины, не носят материального характера (как, напр., почтовая или телеграфная корреспонденция, пользование шоссейными или железными дорогами и т. д.). Некоторые финансисты причисляют к Пошлины почтовые, телеграфные, дорожные и т. п. сборы; но это едва ли правильно, так как почта, телеграф, пути сообщения и т. п. скорее должны быть относимы к механическим источниникам дохода (регалиям и государственным имуществам). Однако, в нашем законодательстве именуются пошлинами шоссейные сборы, налоги на жел.-дор. пассажирские билеты и грузы большой скорости и вообще многие сборы, в сущности ничем не отличающиеся от налогов (напр., таможенные сборы, гильдейские Пошлины). Наименование таких платежей пошлинами не находит себе никакого научного оправдания и может быть объяснено только историческим происхождением сборов и особенным значением слова Пошлины в русском языке, в котором оно прежде означало издавна установившиеся платежи "по Пошлины", т. е. "по старине". В историческом своем развитии многие из современных Пошлины, носящие характер налогов, прежде действительно имели характер платы за особые услуги со стороны государства или других лиц и учреждений. Пошлины вообще возникали раньше налогов, в те отдаленные времена, когда слабая государственная власть не решалась обращаться к своим подданыым с прямым требованием уплаты налогов. Происхождение большинства Пошлины относится к средневековой феодальной эпохе. Желая получить средства для покрытия государственных расходов, правительства того временя должны были мотивировать свои требования, в большинстве случаев действительно исходившие из услуг, которые оказывало государство. Такова была одна из древнейших Пошлины — судебная, сохраняющая этот характер больше других и до настоящего времени. Точно так же давно развились Пошлины за передвижение, как плата за пользование путями сообщения; отчасти в связи с ними состояли таможенные Пошлины, как плата за пользование портами, гаванями и другими местами для торговли товарами. Торговля и промыслы рассматривались, притом, как особо разрешаемое государством занятие, за что, как, напр., за принадлежность к цехам и гильдиям, приходилось платить деньги. Сопоставляя вышеуказанные черты сходства и отличия Пошлины с налогами и механическими доходами, можно дать следующее определение пошлины: это — обязательные платежи граждан, падающие лишь на некоторых лиц, их действия и имущества и потому не имеющие такого всеобщего значения, как налоги, которые уплачиваются совершенно не зависимо от соотношения их величины со стоимостью получаемых от государства услуг (см. Налоги и в особенности теории права обложения налогами). Пошлины можно разделить на две главные группы: 1) носящие в большей или меньшей степени характер платы за услуги и 2) приближающиеся более к типу налогов. К первой категории относятся такие пошлины, как крепостные, явочные, гербовые, вексельные, судебные, за передвижение, за клеймение изделий, мер и весов, за привилегии и патенты, за пожалование званий, титулов, орденов, за повышение окладов содержания и т. д. Ко второй категории относятся Пошлины с наследств и безмездного перехода имуществ, с пассажирских билетов и грузов большой скорости, со страхуемых от огня имуществ, с паспортов и др. В Пошлины первой категории сохраняется большее или меньшее соответствие между размером Пошлины и стоимостью оказываемой услуги (ценой крепостного акта, суммой векселя, ценностью иска), хотя многие гербовые Пошлины взимаются в случаях, где нет налицо никакой денежной ценности и характер услуги со стороны государства весьма сомнителен. В переходных формах ко второй категории Пошлины общим признаком служит известный особый момент взимания — пользование случаем обнаружения ценности имущества. Это особенно заметно в Пошлины со страхуемых имуществ. Страхование есть акт предусмотрительности со стороны владельдев частных имуществ, гарантирующий их от возможных убытков; такая предусмотрительность должна быть поощряема государством, иногда даже прямо принуждающим к ней граждан (например, земское обязательное от огня страхование). Этому противоречит обложение добровольного страхования особой Пошлины, т. е. в данном случае просто налогом. Объяснением его может служить только факт ясного обнаружения ценности страхуемого имущества, которым государство стремится воспользоваться, нередко тормозя страховой Пошлины развитие страхового дела. То же самое можно сказать и о Пошлины с пассажирских билетов: сама по себе стоимость билета уже выражает собой плату за пользование средствами сообщения, включающую в себе, в большинстве случаев, некоторую прибыль и потому являющуюся частнохозяйственным источником дохода. Государственный сбор с тех же билетов представляет собой налог, близкий к Пошлины лишь тем, что он уплачивается только пользующимися железными дорогами (все равно, частными или казенными). Возвышая стоимость проезда, Пошлины эта может приводить к сокращению пользования железными дорогами, что опять-таки нежелательно. Несмотря на указанные недостатки, у этого вида Пошлины есть горячие приверженцы, которые выставляют следующие oбщие доводы в их пользу или следующие их достоинства, частью фискального, частью практического характера. Момент взимания Пошлины очень удобен, так как плателыцик Пошлины. совершая оплачиваемое ими действие, напр. тот или другой акт, получая наследство и т. д., имеет в это время платежную способность. Для взимания Пошлины, далее, не требуется особого персонала сборщиков, а следовательно, и специального расхода по взиманию Пошлины: они взимаются теми же лицами, которые свидетельствуют или совершают какие-либо акты или другие действия. Размер Пошлины при этом легко определяется при помощи заранее составленных тарифов, табелей, расписаний и т. п. Плательщики Пошлины как бы сами заинтересованы в их уплате, ибо без этого не может состояться сделка, акт, получение наследств и т. п.; недоимки, поэтому, тут менее возможны, чем при налогах. Соображения эти справедливы только отчасти; так, например, они применимы к получению наследств, потому что это есть несомненное приобретение новых ценностей. И тут, однако, уплата Пошлины может быть затруднена невозможностью реализовать хотя бы часть ценности имуществ, особенно при разделе наследства. Далее, к числу прямых недостатков Пошлины следует отнести их неравномерность и то, что они далеко не всегда соразмеряются с имуществами и доходами плательщиков. Это особенно заметно в судебных Пошлины, ложащихся неодинаковым бременем на неодинаково состоятельные тяжеущиеся стороны; всякая тяжба, притом, сопряжена с риском проигрыша. Неравномерны даже чисто имущественные Пошлины — напр. крепостные: имущества, чаще переходящие из рук в руки, несут значительные уплаты, от которых свободны имущества, остающиеся в одних и тех же руках. Главным недостатком большинства Пошлины следует признать тот, что они вообще уплачиваются с капитальной стоимости имуществ, а не с доставляемого ими дохода, который является естественным и разумным основанием обложения налогами, особенно прямыми. Из сопоставления указанных достоинств и недостатков Пошлины можно сделать тот заключительный общий вывод, что они не должны играть существенной роли в составе источников государственного дохода, a могут существовать лишь в качестве источника дополнительного. Фактически Пошлины и являются именно таким дополнительным источником в большинстве бюджетов современных государств, играя сравнительно большую роль там, где значительнее и живее гражданский оборот, как, напр., в большинстве западно-европейских государств, в сравнении с Россией. В России Пошлины доставляют в настоящее время около 70 млн. руб., в том числе около 30 млн. гербовых, судебных и канцелярских Пошлины, около 18 млн. с переходящих имуществ, около 10 млн. с железнодорожных пассажиров и грузов большой скорости, около 8 млн. с застрахованных от огня имуществ и около 7 млн. все остальные Пошлины

В. Яроцкий.

О других видах Пошлины см. соответственные статьи, напр. Пошлины за гербовую бумагу; Пошлины канцелярские; крепостные; судебные; пробирные Пошлины; паспортные Пошлины; вычеты из окладов чиновников; Пошлины с жалованных на достоинства дипломов и грамот (см. Граждане почетные и т. п.); Пошлины с привилегий на изобретения (см. Патенты); Пошлины со страхования; Пошлины с выписей, выдаваемых из архивов западных губерний из литовской метрики. Название Пошлины присваивались у нас и таким сборам, которые законом же относились к прямым налогам; таковы, напр., Пошлины за право торговли и др. промыслов, с 1 янв. 1899 г. замененные промысловым налогом (см.).

Пошлины (дополнение к статье) С 1898 г. произошли следующие важнейшие изменения в законодательстве о Пошлины В 1898 г. сбор с паровых котлов подвергнут коренному преобразованию. Ранее этот сбор взимался по количеству лошадиных сил, а по закону 8 июня исчисление его приурочено к площади нагрева. От сбора освобождены котлы, принадлежащие правительственным учреждениям, пароходные котлы, котлы, употребляемые в сельском хозяйстве, и все вообще котлы, не подчиненные надзору правительственных техников. В связи с изданием положения 4 июня 1899 г. о мерах и весах установлен в пользу казны особый сбор за выверку мер и весов в поверочных палатках, заменивший прежние городские сборы (см.). Законом 8 июня 1901 г. преобразованы портовые сборы (см.). Законом 21 февраля 1900 г. отменены взимавшиеся с владельцев судов и лесных гонок канцелярский сбор в пользу канцелярий начальников судоходных дистанций и сбор в пользу казны за бланки накладных и судовых тетрадей. 19 апреля 1904 г. утверждены общие положения о сборах за пользование сооружаемыми на счет казны гаванями и затонами на внутренних водных путях; размеры сборов с судов и грузов определяются для каждой гавани в законодательном порядке. Законом 13 апреля 1900 г. увеличены размеры пробирной Пошлины (см.). См. также Гербовый сбор и Пошлины с наследств. Поступления от Пошлины выразились в 1896 — 1904 гг. в тысячах рублей:

1896 г. 74742 1901 г. 94621
1897 " 75767 1902 " 101085
1898 " 86295 1903 " 107291
1899 " 95955 1904 " 104249
1900 " 88275    

Доход 1904 г. слагался из следующих сборов: гербовые Пошлины — 43787 тыс. руб., крепостные — 16817 тыс. руб., Пошлины с наследств — 5933 тыс. руб., судебные, канцелярские и с записи документов — 4590 тыс. руб., сбор с железнодорожных пассажиров и грузов — 17054 тыс. руб., портовые сборы — 3492 тыс. рублей, с застрахованных имуществ — 4258 тыс. руб., пошлины разного наименования (консульские, пробирные, сбор с паровых котлов, вычеты за повышение и на пенсию и др.) — 8317 тыс. руб. По государственной росписи на 1906 г. доход от Пошлины определен в 108836 тыс. руб. См. В. Лебедев, " Желательные упрощения и поправки в наших государственных доходах " (" Русск. Экон. Обозр. ", 1900, VI, VII).

Смотрии так же...