Постулят

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЮ
ПОЯ

Постулят (от лат. postulare — требовать) — термин, употребляемый как в логике, так и в математике и философии; соответствует аристотелевскому αϊτημα, обозначающему положение, которое, не будучи доказанным, принимается в силу теоретической или практической необходимости за истинное (см. "Вторая Аналитика", I кн., гл. X). Аристотель отличает Постулят от гипотезы и от определения. Постулят может быть положение, которое вовсе не подлежит доказательству и, тем не менее, принимается за истинное. Общую черту Постулят и гипотезы Аристотель видит в том, что как тот, так и другие необходимы сами по себе и не представляют собой положений, которым мы по необходимости должны доверять. "Всякий раз как мы утверждаем положения, которые, хотя и не доказаны, но могли бы быть доказанными, и эти положения принимаются за истинные тем, кому мы их сообщаем, мы имеем дело с гипотезой". Если же положение принимается противником ради необходимости общей точки отправления в споре, причем противник имеет совершенно иное воззрение на предмет спора, мы имеем дело с Постулят Термином Постулят пользовался также и Эвклид, причем у Эвклида и математиков он имеет иное значение, чем у Аристотеля. Эвклид в своих "Началах" (кн. I) приводит следующие три "требования": чтобы можно было от всякой точки до всякой другой проводить прямую линию — определенную прямую продолжать впрямь непрерывно — и из всякого центра, всяким расстоянием писать круг ("Начала" Эвклида, СПб., 1819, стр. 5). Требования Эвклид отличает от аксиом и от определений. В критической философии Канта мы встречаемся с термином Постулят в двояком применении: к теоретической и к практической сфере. Общее определение Постулят дано Кантом в его логике (I, 2 отдел., § 38): "Постулят называется практическое, непосредственно очевидное положение или принцип, определяющий возможное действие, в котором подразумевается, что способ его выполнения непосредственно очевиден" (unmittelbargewiss). В теоретической философии ("Критика чистого разума", V ч., 2 отд., I подраздел, II кн.) Кант говорит о постулятах эмпирического мышления вообще и насчитывает три Постулят: 1) все, что согласно с формальными условиями опыта (в созерцании и понятиях), то возможно; 2) все, что соответствует материальным условиям опыта (в ощущениях), то действительно; 3) то, связь чего с действительностью определена по общим условиям опыта, существует необходимо. В практической философии ("Критика практического разума", II кн., отдел IV — VI) Кант выставляет бытие Бога, свободу воли и бессмертие души человека, как Постулят практического разума, т. е. положения, которые не могут быть доказаны теоретическим разумом. "Постулят, — говорит Кант, — не суть теоретические догматы, но предположения, ввиду практических целей; они не расширяют спекулятивного познания, но придают идеям спекулятивного разума (благодаря их отношению к практике) объективную реальность и дают им право на образование понятий, возможность которых иным путем была бы им недоступна". Кантовская терминология долгое время была общепринятой; однако теперь о Постулят говорят и в ином смысле. Напр., о всеобщем Постулят говорит Спенсер, обозначая этим термином всеобщий критерий истины, очевидный сам по себе и дающий основание истинности (хотя бы лишь формальное) всем остальным положениям, могущим быть доказанными.

Э. Р.

Смотрии так же...