Посвист

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЮ
ПОЯ

Посвист

иначе Позвизд, Похвист (областн. хвист = свист) — предполагаемое славянское божество бури, ветра. Его сопоставляли обыкновенно с Погодой и Стрибогом (см.); они появлялись божествами воздуха или двух противоположных его состояний (покоя и бури), как показывают и самые имена Посвист и Погоды. В таком именно смысле упоминаются Погода и Посвист у Длугоша (XV в.), откуда они перешли и в другие летописи (Хроника М. Бельского XVI в., I, 70 — 71; Густинская летопись, "Посвист С. Р. Л.", II, 257). В одной малорусской думе, сообщенной Кулишем (см.), Посвист (Похвыстач) играет роль божества бури. Вероятно, Погода в Посвист, как имена божеств, созданы Длугощем, первая — чтобы объяснить неясное имя собственное Подага, встречающееся у Гельмольда, путем перестановки согласных д и г , второй — вследствие желания создать Погоде мифологический антипод, причем Длугош обратил эпитет ветра, его прозвище, в имя собственное. Упоминание Посвист, как имени божества, в малорусской думе объясняется только ее поздним происхождением или позднейшей интерполяцией. См. Фаминцын, "Божества древних славян" (I); Афанасьев, "Поэтические воззрения славян на природу" (I и II); А. Котляревский, "Разбор 1-го тома Воззрений Афанасьева".

Ш.

Смотрии так же...