Поморские ответы

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЮ
ПОЯ

Поморские ответы

замечательнейшее произведение раскольничьей письменности. О составителях их — см. Денисовы. Поводом к составлению Поморские ответы ответов послужило учреждение (в 1722 г.) св. синодом областных миссий для собеседований со старообрядцами, причем для района Выговских скитов назначен был иеромонах Неофит. Когда этот миссионер прибыл к месту назначения, депутаты Выговской пустыни обратились к нему с просьбой, чтобы он изложил письменно главные пункты будущих словопрений. Неофит написал 106 тезисов, в форме кратких вопросов. Менее чем через год (1 июня 1723 г.) выговцы доставили Неофиту свои ответы, получившие впоследствии громкую известность в старообрядческом мире: это — Поморские ответы ответы. После краткого предисловия, в котором изложены причины отделения старообрядцев от церкви (т. е. разные никоновы "нововводства") и указаны главные основания собственного учения, в Поморские ответы ответах разрешается общий вопрос, "православно ли имели веру всероссийские земли от начала крещения", а затем подробно разбираются предложенные Неофитом вопросы о старых и новых книгах, о разных обрядовых разностях и немногие пункты догматического характера (об иерархии и таинствах). Не совсем удачная постановка вопросов Неофитом, избравшим невыгодную для полемиста историческую почву, дала возможность авторам ответов во всем блеске развернуть свою эрудицию и выдвинуть весьма богатый арсенал историко-археологических оснований в пользу содержимых раскольниками старых обрядов; в этом отношений особенно интересен 5-й ответ (на вопрос — "по приятии веры от грек Владимир и вси православнии христиане како прияша креститися в крестном знамонии, первыми ли тремя персты, или двема"), где с исчерпывающей полнотой разработан вопрос о двуперстии. Поморские ответы ответы составили эпоху в истории раскольничьей письменности и фактически явились первой символической книгой раскола, где дан свод и приведено обоснование главных пунктов его отличия от господствующей церкви. В сравнении с писаниями первых учителей раскола Поморские ответы ответы представляют значительный шаг вперед: первые проникнуты духом одной лишь оппозиции и носят оттенок личной озлобленности, последние дают первую положительную разработку основных пунктов учения, общих для всех старообрядцев. Опровержение Поморские ответы ответов, по поручению св. синода, было составлено тверским архиепископом Феофилактом (издано в 1745 г., под заглавием: "Обличение неправды раскольнической"). Составленное Арсением Мацеевичем "Обличение" предисловия к Поморские ответы ответам осталось ненапечатанным. См. архим. Павла (Прусского), "Замечания на книгу Поморские ответы ответов" ("Братское Слово", 1888—89), и "Поморские ответы ответы" (библиографич. очерк) в "Библ. для Чтения " (1864 г., 10).

Смотрии так же...