Политика

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЮ
ПОЯ

Политика — Этим термином обозначают: 1) одну из социальных наук, 2) совокупность реальных фактов, изучаемых ею, и 3) так назыв. политическое искусство. Политика как наука имеет довольно неопределенное содержание. Для Аристотеля Политика была наукой о государстве, такою же она оставалась до последнего времени. Еще Рошер, напр., в предисловии к своей "Политика" заявляет, что он понимает слово Политика в аристотелевском смысле, как историческое учение о государстве, и сообразно с этим включает в свой трактат только учение о различных государственных формах. Как общее учение о государстве понимают политику также Вайц, Дальман и многие другие. Были попытки обратить Политика в учение об обществе и слить ее с социологией (Бенуа), но вообще в настоящее время установилось преимущественно иное, более узкое понимание этой науки. С увеличением суммы знаний о государстве аристотелевская Политика обратилась в целый цикл "государственных наук", из которого выделились политическая экономия, наука о финансах, статистика и различные юридические дисциплины, в том числе государственное право как наука о строении государства и об отношении между верховной властью, ее органами и подданными. Из государственного права многие (Блунчли, Гольцендорф и др.) выделяют "общее учение о государстве" как самостоятельную науку, по своему содержанию всего ближе подходящую к Политика Аристотеля. Однако и у этих писателей Политика не имеет общего определения. Для Блунчли это наука, рассматривающая "преимущественно течения и изменения государственной жизни", вообще — теория государственной жизни и ее изменений, противополагаемая науке права как теории государственного состояния; Политика относится к праву, как динамика к статике. Подобные же определения дают Фрёбель, Цёпфль, Ешер. Моль определяет Политика как "науку о средствах, которыми осуществляются в действительности цели государства. К этому определению примыкает Гольцендорф, внося в него только поправку о необходимости для науки самостоятельного изучения целей государства; для него "объектом Политика могут быть все события и явления человеческой жизни и деятельности, которые находятся в связи с сознательным стремлением к осуществлению целей государства". Б. H. Чичерин также считает Политика наукой о способах достижения государственных целей. Определение Блунчли, понятое буквально, слило бы Политика с историей или философией истории и лишило бы ее самостоятельного места в ряду наук; но Блунчли ограничивает свое определение, признавая предметом Политика только те явления жизни, которые "служат средствами для достижения государственных целей или направлены к известным задачам общественной жизни". Таким образом, Политика в современном смысле сводится обыкновенно к изучению тех целей, к которым должно стремиться или действительно стремится государство, и тех средств, которые оно употребляет для достижения своих целей. С динамикой науки о государстве Политика имеет не много общего, так как учение о революциях, напр., в ее состав не входит. С наукой права она тоже не сливается, являясь необходимым ее дополнением и завершением. Так, напр., госуд. право изучает структуру государства — но при одинаковом составе, при одинаковой организации госуд. строй в различных странах или в разное время может действовать в диаметрально противоположных направлениях. Вот эти-то направления деятельности и изучает Политика Другой пример: уголовное право изучает наказание как главный способ борьбы государства с преступлением; но даже при строго установившемся правовом порядке остается довольно широкое поле для того или иного применения наказаний, в особенности благодаря институту помилования и амнистий. Вот это-то применение наказания сообразно с задачами данного исторического момента и входит в содержание Политика При рационалистическом складе убеждений прежних писателей о Политика они ставили общую цель для всякого государства и затем рассматривали средства, которые могут наикратчайшим путем вести к ее достижению; наиболее яркими образцами такого отношения к Политика являются произведения Платона ("Политик", "Государство", "О законах"). Исторический склад всех наук в XIX в. привел к убеждению, что ни общей для всех государств цели, ни общих для всех государств средств быть не может: благодаря этому Политика приняла более реальный и, в частности, исторический облик; она строится обязательно на фундаменте государственного права и истории. Даже в одном государстве не может быть одной общей цели; государство всегда состоит из многих разнообразных общественных групп, из которых каждая преследует свои собственные интересы; борьба этих групп определяет ход государственной жизни. Таким образом, в содержание Политика как науки прежде всего вводит учение о действующих в государстве силах, которые по отношению к государственным целям являются политическими партиями (см.). Подобно термину история, которым обозначается как самый ход прошлой жизни человечества, так и наука, его исследующая, термином Политика обозначается не только наука, но и совокупность действительных стремлений государства и средств, применяемых для их осуществления; поэтому можно говорить о разумности или неразумности Политика того или другого государства, того или другого государственного деятеля, о "коварной Политика Англии", "эгоистической Политика Бисмарка" и т. п. В Политика часто различают два главных направления: "Политика реальных интересов" и "Политика идеалов", или "Политика принципиальную". Первая стремится к достижению непосредственных выгод, вторая — к торжеству общих принципов права и справедливости; в пример первой приводят обыкновенно Политика Пруссии и Германии в эпоху Бисмарка, а также Политика Англии, в пример второй — Политика Священного Союза или Политика России на Балканском полуо-ве. Это разделение не выдерживает исторической критики: осуществление известных идеалов всегда тесно связано с реальными интересами. Политика делится на иностранную, или внешнюю, часто называемою высшей Политика, и Политика внутреннюю. Политика внешняя завершает собой науку международного права. Внутренняя Политика делится на Политика финансовую, торговую, уголовную, церковную, социальную и т. д.; каждому виду государственной деятельности соответствует какая-нибудь отрасль политики. Колониальная и таможенная Политика занимает как бы середину между иностранной и внутренней Политика Совокупность технических правила для управления государством и для осуществления его задач — правил, частью построенных на науке Политика, частью внушаемых непосредственно гением отдельного человека — составляет Политика как искусство.

Литература политики громадна. Кроме древних сочинений Платона, Аристотеля, Макиавелли, Бодена, Гуго Гроция, Монтескье и др., кроме сочинений по частным вопросам, см. В. Constant, "Cours de politique constitutionnelle" (Политика, 1816—20; 2 изд., Лабуле, Политика, 1872); Buchez,, "Trait é de politique et de science sociale" (Париж, 1866); Herrenschneider, "La religion et la politique de la société moderne" (Политика, 1867); Jules Simon, "La politique radicale" (Политика, 1868); Baillet, "Forces des É tats" (Политика, 1868); Parieu, "Principes de la science politique" (2 изд., Политика, 1875); Funck Brentano, "La politique; principes, critiques, ré formes" (Политика, 1893); Benoist, "La politique" (Политика, 1894); Dahlmann, "Die Politik, auf den Grund und das Maas der gegebenen Zust ände zurückgefü hrt" (1 т., единственный, Геттинген, 1835; 2 изд., Лпц., 1847); Fries, "Politik oder philosophische Staatslehre" (Иена, 1848); Walter, "Naturrecht und Politik im Lichte der Gegenwart" (Бонн, 1863); Mohl, "Staatsrecht, V ö lkerrecht und Politik" (Тюбинген, 1862—69); Waitz, "Grundz ü ge der Politik" (Киль, 1862); Fr ö bel, "Theorie der Politik (Вена, 1864); Bluntschli, "Gesch. des allgemeinen Staatsrechts und der P. seit dem XVI J. bis zur Gegenwart" (Мюнхен, 1864; есть рус. пер.); его же, "Politik als Wissenschaft" (Штутгарт, 1876); Escher, "Handbuch der praktischen P." (1863); Huhn, "P., Grundzuge der praktischen Staats - Kunst" (Лпц., 1865); Holtzendorff, "Prinzipien der P." (B., 1869, 2 изд., 1879); Roscher, "Р." (Штутг., 1892, 2 изд., 1893); Ratzenhofer, "Wesen und Zweck der Politik" (Лпц., 1893); H. Spencer, "Social Statics" (Л., 1851); С. Lewis, "Treatise of the metho d s of observation and reasoning in politics" (Лондон, 1852); Sidgwick, "The elements of politics"; Treitschke, "P." (Лпц., 1897; посмертное издание); Стронин, "Политика как наука" (СПб., 1872); Чичерин, "Политика" (М., 1898). Для греческого учения о Политика важно соч. Oncken, "Die Staatslehre des Aristoteles". Литературу по истории Политика отдельных государств см. при исторических очерках этих государств.

В. В—в.

Смотрии так же...