Погашение государственных долгов — С тех пор как культурные государства достигли возможности заключать бессрочные и непогашаемые займы, суммы государственных долгов стали быстро и значительно увеличиваться; вместе с тем возрастало и податное бремя. Обе эти причины стали вызывать заботу правительств о сокращении долгов путем их погашения. Вопрос этот допускает различные решения, отличающиеся друг от друга как самыми средствами Погашение государственных долгов, так и в зависимости от характера или целей займов. Бывают займы, заключаемые ради таких единовременных затрат, которые имеют народно-хозяйственное значение (напр. займы на постройку сети железных дорог) или связаны с социально-политическими реформами вроде нашей грандиозной выкупной операции. При таких займах средства для их Погашение государственных долгов создаются, так сказать, сами собою, т. е. непосредственными реальными результатами займов или затрат. Так, железные дороги рано или поздно сами окупают себя, или прямо, или косвенно, увеличивая производительность страны и тем создавая новые источники налогов; крестьяне сами уплачивают выкупные или погасительные платежи. Все подобные займы по самому существу своему являются срочными и погашаемыми, а потому и самый вопрос об их Погашение государственных долгов разрешается просто и правильно (разумеется — при условии, что погасительные платежи и текущие не слишком обременительны по своим размерам). Гораздо более сложным и трудным вопрос о Погашение государственных долгов является при займах другого рода, цель которых — затраты чисто финансовые, или непроизводительные с точки зрения народного хозяйства. Таковы все займы на военные цели как в смысле средств для ведения самой войны, так и в мирное время, на перевооружение, устройство крепостей, постройку военных судов; сюда же относятся займы для покрытия дефицитов. Среднее место между теми и другими целями займов занимают так назыв. государственно-хозяйственные затраты, вызываемые задачами управления, напр. преобразованием административных или судебных учреждений, устройством учебных заведений и т. п. Материальных результатов, а стало быть и средств на Погашение государственных долгов, затраты последнего рода не создают; но общее свойство государственного хозяйства заключается в том, что оно превращает получаемые тем или иным путем (от налогов или займов) материальные средства в нематериальные услуги. При разрешении вопроса о Погашение государственных долгов долгов необходимо еще иметь в виду, что если займы вызывают увеличение податного бремени (на уплату процентов), то и самое Погашение государственных долгов (при займах второго рода) совершается на счет тех же податных средств, которые для этой цели могут быть и увеличиваемы. Увеличение податного бремени, в свою очередь, может происходить путем возвышения размеров всех прежних налогов, или только некоторых, или же, наконец, путем введения каких-либо новых налогов. Отсюда тесная связь между системой налогов и Погашение государственных долгов долгов. Предпринимать Погашение государственных долгов следует лишь по соображении с влиянием налогов на плательщиков и с значением изменений, вызываемых Погашение государственных долгов в налоговой системе. Целесообразным Погашение государственных долгов может быть признано только тогда, если благодаря ему податное бремя распределится правильнее, т. е. пропорциональнее доходам.
Решать вопросы о Погашение государственных долгов приходится как в самый момент заключения займов, так и впоследствии, когда долги в совокупности сильно возрастут и платеж по ним процентов станет слишком обременять бюджет. В первом случае решение сводится к заключению займов срочно-погашаемых, или погашаемых без указания определенного срока и плана (обыкновенный тип — рента), или же, наконец, вовсе непогашаемых. С точки зрения Погашение государственных долгов, существует, далее, различие между долгами консолидированными, или отвержденными, и текущими (см. Кредит). Текущие долги, возникая в сфере задач управления (напр. при задержках в получении средств для производства срочных платежей), по существу своему только и могут быть срочно (и притом краткосрочно) погашаемыми, почему они называются иногда платежным или казначейским кредитом. На самом деле, однако, это далеко не всегда так бывает; наши билеты государственного казначейства, напр., фактически не только не погашались, но прогрессивно увеличивались в своем количестве. То же самое следует сказать и о временных выпусках бумажных денег. Погашение государственных долгов долгов отвержденных имеет связь с курсом государственных процентных бумаг, т. е. с ценою, по которой они выпускаются или обращаются. Оно совершается иногда даже при тяжелых податных условиях, с целью поддержания государственного кредита, измеряемого курсом процентных бумаг, а также ради поддержания вексельного курса, который в странах с бумажно-денежным обращением находится в теснейшей связи с размерами государственной и вообще национальной задолженности. Источниками Погашение государственных долгов, кроме указанных выше — т. е. налогов и затрат, произведенных при помощи займов (жел. дор., выкупная операция и т. п.), — могут служить (в сравнительно редких случаях) избытки бюджетных средств, или свободная наличность госуд. казначейства. Это — наилучшее назначение, которое можно дать бюджетным избыткам; но они получают его далеко не всегда. У нас, напр., более 40 млн., накопившихся от платежей по выкупной крестьянской операции, не пошли на сокращение этих платежей или на ускорение выкупа, а оказались причисленными к общим государственным средствам (при министре финансов И. А. Вышнеградском). Как особый, но скорее по форме, чем по существу, источник или способ Погашение государственных долгов должен быть рассматриваем так наз. фонд Погашение государственных долгов Сущность этого способа заключается в следующем: основывается особое учреждение для Погашение государственных долгов долгов, которому передаются все государственные процентные бумаги, подлежащие Погашение государственных долгов срочному, т. е. ежегодному, в количестве, заранее определенном планами займов. В этом погасительном учреждении бумаги не погашаются, т. е. не уничтожаются, а только накопляются, и государство (казна) продолжает по ним уплачивать проценты. Последние, будучи обращаемы опять в процентные бумаги, возрастают по системе сложных процентов, т. е. (математически и теоретически) очень быстро, и таким образом скоро образуется очень крупная сумма, которою и можно сразу погасить всю или почти всю сумму государственного долга. Идея такого способа Погашение государственных долгов принадлежала англичанину Прайсу, успевшему увлечь ею В. Питта. В основе этого способа лежит грубейший самообман. Проценты — не фруктовые деревья и не хлебные зерна, которые по своим естественным свойствам могут разрастаться и размножаться; нельзя также считать их реальными результатами или продуктами производства, так как государство, занимая деньги, не дает им производительного в материально-экономическом смысле назначения (за исключением займов на цели народно-хозяйственные, о которых здесь не говорится; да и они, впрочем, не создают реальных продуктов производства, если только на добытые ими средства не были прямо устроены фабрики, заводы и т. п.). В действительности все проценты по чисто государственным займам суть слабо замаскированные подати; следовательно, возрастание сумм в погасительной кассе по сложным процентам, по существу дела, невозможно. Это — фикция, прикрывающая собою быстро прогрессирующее возрастание налоговых платежей, в скором времени делающихся непосильными для народа. В конечных результатах самообман всегда обнаруживался, хотя временно он усугублялся иногда тем, что для доставления средств таким кассам заключались даже новые займы. Несмотря на всю несостоятельность этой системы Погашение государственных долгов, она довольно долго практиковалась (в Англии, с перерывами, с 1786 по 1828 г.; во Франции, также с перерывами, до 1871 г., а номинально даже до настоящего времени; в Австрии — с 1817 г. по 1859 г.). В свое время отчасти в этом духе оперировала и наша комиссия Погашение государственных долгов госуд. долгов (см.), также выделенная в более или менее самостоятельное учреждение. За полной несостоятельностью этой системы Погашение государственных долгов долгов сводится на практике к следующим двум основным формам: I) срочное, т. е. точно обозначенное в условиях заключения займов, постепенное их Погашение государственных долгов, т. е. ассигнование из общегосударственных средств ежегодного процента Погашение государственных долгов, идущего на выплату капитала, большею частью по нарицательной цене фондов, облигаций и т. п., выходящих в тираж. Эта форма Погашение государственных долгов в России была до последнего времени почти исключительной, если не считать замены прежних займов с высоким процентом новыми, с более низким процентом, что совершалось в форме конверсии (см.). Признавать наши конверсии погашением долгов отнюдь нельзя, так как они не только увеличивали общую сумму наших долгов, но еще и в значительной мере удлиняли сроки Погашение государственных долгов 2) Другой способ Погашение государственных долгов применяется к так наз. рентным займам, т. е. таким, в условиях выпуска которых не указан прямо обязательный срок их Погашение государственных долгов Самый способ погашения обусловливается двумя видами рент. Одни из них не представляют собою какой-либо определенной нарицательной стоимости, а лишь определенный платеж процентов, в год или в часть года Это так назыв. у немцев "unk ü ndbare Rente", у англичан "консоли" — форма, весьма распространенная в Западной Европе. Так как при выпуске таких займов-рент не определяются ни условия их Погашение государственных долгов, ни даже нарицательная их стоимость, то погашать их возможно лишь посредством обыкновенной покупки (выкупа) их государством по биржевой цене. Другая форма рент, единственная пока из существующих у нас, есть обыкновенная процентная бумага, имеющая определенную нарицательную стоимость и приносящая определенный процент. Хотя Погашение государственных долгов таких рентных займов государство и не считает для себя обязательным, по крайней мере по заранее определенному плану (т. е. в известном количестве ежегодно), но Погашение государственных долгов вообще предусмотрено, и именно по нарицательной цене. Из двух форм рентных займов последняя удобнее для государства, которое легче может без ущерба для себя погашать эти займы или их конвертировать. Вообще рентные займы в странах с строго правовыми основами финансового хозяйства представляют несомненные преимущества перед другими формами, так как они не связывают государство срочными и иногда трудно осуществимыми обязательствами Погашение государственных долгов С другой стороны, однако, рентные займы, именно в силу их необязательной, неопределенной погашаемости, представляют и некоторую опасность, приводя иногда к растягиванию Погашение государственных долгов на слишком долгий срок. Особенно успешно погашало свои экстренные займы правительство Сев.-Американских Соединенных Штатов, успевшее сократить свой государственный долг с 2274 млн. долл. в 1866 г. до 1724 млн. долл. в 1880 г. Франция также погасила значительную часть своего долга, вызванного уплатой пятимиллиардной контрибуции Германии. Других примеров значительного и удачного Погашение государственных долгов долгов можно привести немного, так как обыкновнно государственные долги, в общем, только увеличиваются, а не сокращаются.
В. Яроцкий.