Повозки военные*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЮ
ПОЯ

Повозки военные* — придаются полевым войскам для перевозки боевых припасов, запасных вещей и инструментов, необходимых для содержания в исправности материальной части на походе и в бою, провианта, фуража, канцелярских дел, денежной казны, больных, раненых. В главных чертах, они состоят из хода, на котором устанавливается кузов или короб повозки; ход образуется из основной рамы, составленной из нескольких продольных грядок, связанных между собою поперечными подушками; к последним прикрепляются оси с колесами. Повозки военные* для перевозки предметов первой необходимости следуют вместе с войсками, составляя обоз 1-го разряда; сюда относятся: 1) зарядные ящики (см. Ящики зарядные), одноконные снарядные и парные патронные двуколки (боевые припасы), 2) инструментальная Повозки военные* (походная кузница, инструменты в подковы), 3) аптечная двуколка; 4) лазаретная линейка и 5) офицерская двуколка.

ПОВОЗКИ ВОЕННЫЕ

Одноконная снарядная двуколка (черт. 1) назначена для перевозки снарядов с зарядами и состоит из хода, кузова с оглоблями и рессорной системы. Ход составляют стальная, круглого сучения ось (1) и два колеса (2) с цельным, гнутым дубовым ободом, 14-ю дубовыми спицами и ступицей (3) из целого кряжа. Рессорная система состоит из двух каучуковых бочкообразных буферов (4) — (рессор), на которые опирается кузов средним (5) брусом своей рамы [буковые штыри (6) входят в верхние углубления буферов] и которые поставлены на шарнирную раму, составленную из двух продольных (7) и двух поперечных (8) рычагов. Каждый рычаг состоит из двух щек листового железа и дубовой прокладки (9) между ними, скрепляющихся между собою заклепками; на концах рычагов имеются проушины для шарнирных болтов. Посередине поперечных рычагов имеется вертикальный железный штырь (10), на который при посредстве тарели с головкой (11) опирается буфер (4). Соответственные концы продольных и поперечных рычагов сочленяются посредством двух сережек (12) и шарнирных болтов; передние концы продольных рычагов и обращенные к середине поперечных рычагов шарнирно сочленяются с подвесками (13). Шарнирная рама подвешена к оси помощью двух скоб 14 (стремянок), надетых на ось. Кузов состоит из железной рамы и короба. Рама склепана из двух продольных и двух поперечных угольников (15) и передней связной полосы (16); к раме же принадлежит средний, поперечный брус (5), к которому прикреплена подвеска (13), для сочленения с концами поперечных рычагов. Короб представляет собою четырехугольный ящик, крышка, дно и боковые стенки которого сделаны из сосновых досок; передние и задние вертикальные углы и крышка короба обиты листовым железом, на крышке укреплены поручни (18). Внутри короб разделяется вертикально перегородкою на левую и правую половины, из которых каждая делится двумя направляющими угольниками на три гнезда для помещения клеток со снарядами, или кожаных сум с зарядами; дверцы (19) короба откидываются на петлях назад и вниз; на раме перед коробом помещается подножная доска (20) и подножный брусок (21); по краям подножной доски наложены две березовые оглобли (22), упирающиеся своими скошенными корневыми концами в подножный брусок; между оглоблями вставлен распорный брусок (23). Парная, патронная двуколка (черт. 2) того же типа, что одноконная снарядная, состоит из хода, рессорной системы, одинаковой с описанной выше, кузова, дышла и пары вальков. Кузов состоит из железной рамы и соснового короба, окованного угольниками, накладками и щеками (1) из листового железа, с крышкой (2), обитой сверху железным листом и открывающейся на петлях кверху и назад; на крыше укрепляются два поручня (3) и скобы (4) для подъема. При отпирании крыша удерживается открытою с помощью упорной дуги (5) и планки (6). Внутренность короба делится на три части двумя неподвижными вертикальными перегородками, над которыми устанавливаются две вкладные и горизонтальная вкладная решетка; перегородки и решетка устраняют шатание цинковых коробок с патронами. Ко дну короба прикрепляется посредством скоб деревянный ящик (7) для принадлежности, с откидной задней стенкой. Дышло (8), березовое, пропущено сквозь переднюю (9) и заднюю (10) скобы, где закрепляется засовами; корневой конец окован железными полосами с четырех сторон, в нем имеются два отверстия для засовов; на передний конец. обшитый листовым железом, нагнано на срез кольцо (11), кроме того, в него ввернут крюк (12) с гайкой, болт (13), притягивающий бляшку с кольцом (14) и двумя нашильными крючьями (15), и нагнана муфта (16) под хомут (17), с которым сочленяются рычаги (18) дышлового подвеса со скользящим ушком (19); под дышлом приспособлена подстановка (20). К раме прикреплены два вальковых крюка (21), на которые вешают два дубовых окованных валька (22) для постромок. Инструментальная повозка (черт. 3) состоит из передка и заднего хода, соединенных универсальным шарниром, допускающим вращение около трех взаимно перпендикулярных осей, из которых одна (2) вертикальна, две другие горизонтальны (1 и 3), из последних одна направлена вдоль Повозки военные* Каждый из ходов состоит из рамы углового железа, которая врезается сверху в дубовую лопастную накладку (4): в эту же накладку снизу врезается заподлицо ось (5); с осью и рамою лопастная накладка скрепляется с помощью подвязей и скоб. На продольные ветви рам положено два дубовых бруска, а посередине третий (6); к этим брускам прикрепляются сосновые доски, образующие настилку платформ; последние имеют откидные на шарнирных петлях борта (7). К переднему и заднему краю рамы заднего хода приклепывается стрела (8) П-образного сечения, на переднем конце которой имеются проушины для поперечного болта (1), проходящего через отверстие в головке вилы (9), лапы последней охватывают голову стального продольного болта (3), вращающегося в бронзовой муфте (10); сквозь отверстия в лапах вилы и головке болта (3) проходит вертикальный болт (2); к заднему же ходу приспособлен тормоз, состоящий из железного угольника (11), подвешенного к переднему краю рамы на двух вертикальных и двух наклонных подвесках; к концам угольника приклепаны планки, в которых вставлены дубовые башмаки (12). Вращая рукоятку (13) винта (14), заставляем перемещаться матку (15), увлекающую за собой тяги (16), концы которых скреплены с угольником, а следовательно, дубовые башмаки могут быть либо нажаты на шину колес, либо удалены от них. Дышло с подстановкой (17) — березовое, на переднем, окованном листовым железом конце его укреплен крюк и скобка (18), сквозь которую пропускается кольцо с нашильными крючьями (19); корневой конец дышла окован с четырех сторон железными полосами и двумя обоймами (20) и имеет два отверстия для болтов, которыми закрепляется в скобках (21 и 22). Для влезания на Повозки военные* к передку приспособлены подножки (23), окованные сверху железом. На платформы Повозки военные* устанавливаются: 1) сундук с запасными частями к орудию, передку, лафету, зарядному ящику и инструментальной Повозки военные*, 2) сундук для материалов, подков и гвоздей; 3) сундук для мастерского инструмента: ковального, шорного, столярного, для исправления орудий, слесарного и кузнечного; 4) железный ящик для угля; 5) ящик для походной кузницы и принадлежности к ней и 6) дубовый стул для наковальни; последние два устанавливаются между прочим на заднем ходе. Оба хода Повозки военные* после укладки покрываются брезентами. Походная кузница (фиг. 4) состоит из железного четырехугольного горна (1) на четырех ножках, связанных на половине высоты четырьмя планками (2); к задней стороне горна прикреплен заслон (3), посреди дна вделана чугунная фурма (4) с чугунным вкладышем; под фурмою находится воздушная коробка (5), в которую гонится воздух из вентилятора (6), который приводится в действие так: от вращения рукоятки (7) приходит в движение зубчатое, маховое колесо (8), сцепленное со стальной шестерней (9), сидящей на одной стальной оси с большим клинчатым колесом (10), сцепляющимся (трением) с малым клинчатым колесом (11), сидящим наглухо на оси вентилятора, который состоит из кожуха, приклепанного к горну, и заключенной в него оси со ступицей и перьями (12). Повозки военные* весит 37 пд., поднимает груз около 50 пд.; возится четырьмя лошадьми — две в дышло и две в унос. Аптечная двуколка (черт. 5) — легкий деревянный подрессоренный ящик с сиденьем для ездового и фельдшера; упряжка оглобельная, возится на одной лошади. Лазаретная линейка (черт. 6) состоит из передка и заднего хода с кузовом, соединенных шворнем. Передок состоит из оси с двумя колесами и дышла. Размеры кузова таковы, что на дне его располагаются двое носилок и, кроме того, можно подвесить на ремнях к оковкам в верху кузова еще двое носилок для тяжелораненых. Для легко раненных внутри короба вдоль устанавливают две скамьи с парусинным сиденьем; носилки в этом случае подвязывают снаружи. Кузов имеет три рессоры: две сзади и одну поперечную спереди, сверху и сбоку обтянут непромокаемым полотном. Повозки военные*, предназначенные для доставки на место ночлега войск провианта, фуража, запасных вещей, письменных дел, казны и т. п., составляют обоз 2-го разряда, который держится обыкновенно в 7—8 верстах от поля сражения; в него входят зарядные ящики, снарядные и патронные двуколки и парные Повозки военные* Повозки военные*, перевозящие специально артиллерийское имущество, образуют артиллерийский обоз (зарядные ящики, инструментальная Повозки военные*, снарядные двуколки и парные Повозки военные* с артиллерийским имуществом), остальные же — с провиантом, фуражом, ружейными патронами и т. п. — составляют интендантский обоз. Парная Повозки военные* (черт. 7) состоит из передка и кузова; передок из железной оси с двумя колесами, дубовой лопастной (1) накладки на ось (2), двух березовых спиц (3), скрепляемых под углом березовым же шворневым бруском (4) с отверстием для шворня (ось, накладка и спицы скреплены скобами и подвязями, окованы угловым железом и накладками) и дышла, удерживаемого в должном направлении тяжами (5) из прутового железа; к дышлу приделана вага (6) с крючьями для подвешивания постромочных валков (7). Кузов состоит из оси (8) с дубовою лопастной накладкою (9) и двумя колесами, дощатого дна (1 0), двух боковых и заднего, съемного дощатых щитов (11 и 12), укрепленных на грядках (13), связанных несколькими поперечными брусками; боковые щиты удерживаются от разваливания задним щитом. Поперечные бруски: шворневой (14), средний (15), задний (l 6) подтягиваются к верхним продольным брускам двойными железными вилами (17). К средней вертикальной стойке (18) прикрепляется полоса с ушком для подвешивания тормоза, состоящего из деревянного бруса (19), подвешенного за концы на стержнях (20); от бруса идут две тяги (21); в двух подшипниках (22) вращается ось с кривошипом (23), с которым сочленяются тяги от бруса; на другом конце оси насажен рычаг (24), сочленяющийся с тягою (25), идущей вдоль правого щита и соединяющейся с рукоятью (26) со стальным штифтом и стальною зубчатою дугою (для закрепления тормоза в определенном положении; 27 и 28); рукоять вращается на неподвижной оси (29). Имеется еще на случай гололедицы для затормаживания (надевается в этом случае на обод) ледорезный башмак (32) с двумя стальными шипами; он подвешивается к канату с помощью двух цепей (30) о трех звеньях, одна из которых съемная с крюка башмака; другим концом канат привешивается на крюк у среднего поперечного бруска. Для ездового подвешивается на двойном сыромятном ремне деревянный ящик (31), служащий сиденьем. См. Подвижность повозки.

А. Як.

Смотрии так же...