Повести или Повесть временных лет

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЮ
ПОЯ

Повести или Повесть временных лет

так называется в исторической науке (Костомаров, Бестужев-Рюмин, Бычков и др.) древнейший из дошедших до нас летописных сводов, озаглавленный следующими словами: "Се повести времяньных лет, откуду есть пошла руская земля, кто в Киеве первее нача княжити и откуду русская земля стала есть" (Лаврентьевский список ХIV века, летописи Софийская 1-я, Воскресенская, Львовская и др.; в Ипатьевском списке XV века вм. "повести" — "повесть"). Этот свод называют также Несторовой летописью, временником Нестора, первоначальной летописью, Сильвестровским сводом; но термин "Повесть временных лет" заслуживает предпочтения по своей точности и объективности. Рассказав о разделении земли между сыновьями Ноя, перечислив русские племена и их ближайших соседей, описав их нравы и обычаи, сказав несколько слов о первоначальной истории Киева, Повести или Повесть временных лет временных лет начинает погодный рассказ о русских событиях в связи с греческой и болгарской историей (сведения заимствуются из продолжения Амартола): первая хронологическая дата — это 6360 (852) год, как начало царствования Михаила III Мефиста (6360 ошибочно вм. 6350, вследствие неточных данных "Никифорова летописца" — одного из источников Повести или Повесть временных лет временных лет). Рассказ составителя свода прерывается после 1110 г. Точно сказать, где оканчивался свод, в настоящее время трудно, так как Повести или Повесть временных лет временных лет не дошла до нас в своем первоначальном виде, а известна как первая часть целого ряда летописных сводов, где она соединяется с последующим рассказом киевских, суздальских, новгородских летописцев. Сравнительное исследование всех этих сводов может восстановить первоначальный состав и объем Повести или Повесть временных лет временных лет. Все списки Повести или Повесть временных лет временных лет можно разделить на два главных семейства сообразно с данными помещенных в них хронологических таблиц, где указано число лет между главными событиями всемирной и русской истории. В первом семействе списков (сюда относятся Лаврентьевский, Ипатьевский и сходные с ними списки) хронологическая таблица помещена под 852 годом и последним событием в ней названа смерть вел. князя Святополка Изяславича, относящаяся к 1113 г. Во втором семействе (списки летописей Софийских, Новгородской 4-й) таблица читается под 883 г., причем последним указан Калкский бой (1223 г.): но это событие, равно как упоминание о взятии Киева (1203), в Повести или Повесть временных лет временных лет, доводившую, как указано выше, летописный рассказ только до начала XII в., вставлено лишь при позднейшей ее переработке, и, в сущности, последним событием в таблице значилось второе перенесение мощей Бориса и Глеба (1115), после чего указывалось число лет княжения Владимира Мономаха: "а володимер ярославич 4 лета". Что под Владимиром Ярославичем (ошибочно вм. Всеволодович) разумеется Владимир Мономах, видно из того, что вслед за этим перечисляются сыновья Мономаха ("володимера ярославича сынове: мстислав, изяслав" и т. д.). Итак, оказывается, что оригинал списков второго семейства Повести или Повесть временных лет временных лет восходит к четвертому году княжения Владимира Мономаха, т. е. к 1117 г., между тем как оригинал списков первого семейства составлен в 1116 г.: вслед за рассказом о чудесном явлении огненного столпа в Печерском монастыре там читается запись игумена Михайловского монастыря Сильвестра о том, что им написаны "книгы си летописець" в 1116 г. Отсутствие этой записи в Ипатьевском и сходных списках, равно как и продолжение в них летописного рассказа за 1110 г., объясняется влиянием на некоторые списки первого семейства списков второй группы. Из всего предыдущего следует, что Повести или Повесть временных лет временных лет составлена в 1116 г. игуменом Сильвестром: летописный рассказ древнейшей редакции был доведен до 1110 г. В следующем 1117 г. труд Сильвестра подвергся переработке и дополнениям; эта редакция дошла до нас только в соединении с новгородскими летописями. Редакция 1117 г. оказала влияние на списки Сильвестровской редакции: в результате явились смешанные редакции, как списки Ипатьевский (влияние второй редакции очень значительно), Радзивиловский (влияние менее значительно), Лаврентьевский (влияние второй редакции наименее заметно). Игумен Сильвестр не был летописцем, а только сводчиком более древнего летописного материала: этим объясняется то, что он оставил незаполненными 1111—1116 гг. В состав Сильвестровского свода вошли, между прочим: 1) летописный свод, составленный, вероятно, в конце XI в. и дошедший до нас в позднейшей переработке, а именно в соединении с Новгородскою 1 летописью (комиссионный, Толтовский и др. списки этой летописи; см. издание ее); 2) греческая хроника продолжателя Амартола, в болгарском переводе; 3) житие Василия Нового (ср. А. Н. Веселовский в "Ж. М. Н. Пр.", 1889, январь); 4) договоры с греками; 5) летопись Киево-Печерского монастыря, некоторые статьи которой, как указал еще Костомаров, принадлежали Нестору; 6) несколько народных сказаний (напр. о смерти Олега, о Кожемяке и др.). Составитель следующей по времени редакции II. временных лет, работавший, как указано выше, в 1117 г., дополнил Сильвестровскую редакцию, между прочим, на основании следующих источников: 1) Никифорова летописца, который дал основание хронологии (852-й год) и дополнительные сведения о некоторых византийских императорах; 2) хронографа, сходного, по-видимому, с "Эллинским и Римским летописцем"; из него взяты, между прочим, чудесные рассказы под 1114 г. (ср. Истрин, в "Ж. М. Н. Пр.", 1897, ноябрь); 3) народных преданий (сюда относится, напр., рассказ о первоначальном поселении Рюрика не в Новгороде, а в Ладоге) и сказаний (напр. рассказ ладожан о полунощных странах, подобный же рассказ Гюряты Роговича). Кроме того, составитель новой редакции дополнил летопись рассказом о событиях 1111—1117 гг. Наконец, к этой же редакции было, по-видимому, присоединено поучение Владимира Мономаха и некоторые выписки из его бумаг: связь поучения со второю редакциею Повести или Повесть временных лет временных лет видна, между прочим, из того, что как в поучении, так и в Повести или Повесть временных лет рассказ об исторических событиях доходит до 1117 г. (поход Владимира против Ярослава Святополковича). В Лаврентьевский список поучение попало из списка второй редакции вместе с другими из нее заимствованиями (напр. рассказом Гюряты Роговича, записанным за четыре года до составления летописи, одновременно с рассказом, слышанным в Ладоге).

Литература предмета и издания указаны под сл. Летопись. Важнейшие списки Повести или Повесть временных лет временных лет: Лаврентьевский, 1377 г., издан Археографической комиссией (3 издание, СПб., 1897) с разночтениями из Радзивиловского списка XV в., академического (Московской духовной академии) XV в. и утраченного Троицкого XIV—XV в. Ипатьевский, XV в., издан Археографической комиссией (СПб., 1871) с разночтениями по Хлебниковскому и Погодинскому списку XVI в. Летописец Переяславля-Суздальского, составленный в 1214—1219 г., издан по списку XV в. кн. Оболенским (М., 1851). Новгородская 4 летопись, в части, заключающей Повести или Повесть временных лет временных лет, до сих пор не издана, несмотря на важность и древность (см. IV т. "Полн. собр. русск. лет."). Софийская 1 летопись (изд. в V т. "Повести или Повесть временных лет С. Р. Л.") содержит, как и Новгородская 4, Повести или Повесть временных лет временных лет в соединении с Новгородскою 1 летописью. Воскресенская летопись (изд. в VII т. Повести или Повесть временных лет С. Р. Л.") содержит Повести или Повесть временных лет временных лет в редакции Софийских летописей, но с важными дополнениями из одного не дошедшего до нас Суздальского свода. В Никоновской летописи Повести или Повесть временных лет временных лет составлена по одному из списков Новгородской 4 летописи, дополнена на основании Лаврентьевского списка и расширена и частью изменена вследствие заимствований из Хронографа 2-й редакции и Степенной книги.

А. Шахматов.

Смотрии так же...