Песьи главы

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕЙ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕУ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Песьи главы

песиглавцы, песиголовцы (греч. кинокефалы) — мифический народ, люди с собачьими головами. Рассказы о них встречаются как у древних народов, так и в средние века. Древние помещали народ кинокефалов то в Индии, то в Африке. Индийские Песьи главы главы изображаются чем-то средним между человеком и обезьяной: они живут охотой и держат стада, питаясь молоком и вяленым мясом; выменивают у индийцев оружие на янтарь и знают выделку пурпура; понимая индийский язык, не умеют говорить, а воют и лают как собаки и объясняются знаками; у них клыки больше собачьих, когти длинные и острые и большие пушистые хвосты. Сведения об индийских кинокефалах находятся у классических писателей Ктезия, Элиана, Плиния, Авла Геллия. Такое же колебание между образом человека и обезьяны представляют предания об африканских кинокефалах, которых древние писатели (Геродот, Диодор Сицилийский, Элиан, Страбон, Лукиан и др.) указывают то в Ливии, то в Эфиопии. По Плинию, "gens Menisminorum" в Эфиопии держала стада кинокефалов, питаясь их молоком; у Элиана они описываются черными, волосатыми, с головой и зубами собаки и острыми когтями. При Птолемеях упоминаются ученые кинокефалы, пляшущие и играющие на флейте и т. п. В египетском культе кинокефалы играют значительную роль: они посвящены Луне, являясь ее символом; их почитают в Гермополе, где найдены их мумии; они посвящены Гермию-Тоту, который изображался кинокефалом; в изображениях посмертного суда над покойником кинокефал управляет весами. В греко-латинскую пору Анубис заменил свою шакалью голову головой собаки, с которой является в изображениях погребения и смертного суда: изображения греческой эпохи представляют его кинокефалом с месяцем или двумя звездами над головой. Средневековые писатели часто упоминають о Песьи главы главах, причем под влиянием созвучия слов canineus (собачий) и Chananeus (ханаанский) они иногда называются хананеями. По рассказу Павла Дьякона, лангобарды верили в существование этих чудовищ и во время войны с ассипитами (или усипетами) успели убедить своих врагов, что Песьи главы главы предложили свою помощь лангобардам. Было предание, что Песьи главы главы происходят от амазонок, которые жили на Балтийском море и рожали их от каких-то чудовищ; это предание напоминает рассказы о гуннах, происшедших будто бы от готских вещих жен и леших. В средневековых сказаниях об Александре Македонском упоминается о встрече им народа Песьи главы глав. Позднейшие путешественники (Мандевилль) также упоминают о народах с Песьи главы головами. Существовало также много преданий о происхождении того или другого племени от сношения женщин с собаками: так рассказывает Камоэнс ("Os Lusiadas", X, 122) о жителях Печу, таково предание о народе айно у японцев (происхождение последнего предания объясняется, вероятно, особенностями типа айносов: лицо плоское, четырехугольное, с выступающими скулами и складкой, спадающей на верхнюю губу, растительность волос на груди и спине необычайная; они держат в большом почете собаку и почти боготворят ее). Предание о Песьи главы главах доселе еще живо среди некоторых народов; например, у эстонцев есть поверье о людях с собачьими мордами (Koeva Koonlassed), высасывающих кровь у людей; по другим сведениям, эти чудовища живут на краю света и не дают морякам высадиться там ("Inland", 1837, №№ 2 и 8). Название Песьи главы голов до сих пор еще встречается в народных преданиях и сказках Южной Руси. Некоторые малорусские сказки о Песьи главы главах подходят к типу сказок о Лихе одноглазом или о Полифеме. Древние предания о кинокефалах оказали несомненное влияние на составление жития св. мученика Христофора, который, по сказанию, происходил из рода кинокефалов-людоедов и на иконах бывал изображаем с "песьей главой". Это же влияние сказалось и на наших древних изображениях Страшного Суда, на которых в числе прочих народов изображены Песьи главы главы; последние, впрочем, могли означать собой и народы Гога и Магога, которые иногда со своими грозными полчищами изображались с собачьими головами. Ср. "Очерки" Буслаева (II, 146—147), статьи академика Веселовского в "Журнале Мин. нар. просв." (1885, CCXLI, октябрь, 169—209) и в "Сборнике Акад. наук" (1888 и отдельно), в его же книге "Из истории романа и повести", при XII главе; Чубинский, "Труды" (II, 85); Ястребов, "Материалы по этнографии" (80); "Zbiò r Wiadomosci" (IX, 87); Гринченко, "Этнографические материалы" I, № 2, и II, № 4, с указанием на другие малорусские сборники сказок, где встречаются песиголовцы). Монгольский вариант — в IV т. "Очерков Сев.-Зап. Монголии", Потанина (стр. 322—323).

Смотрии так же...