Папарригопуло

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПАА
ПАБ
ПАВ
ПАГ
ПАД
ПАЕ
ПАЖ
ПАЗ
ПАИ
ПАЙ
ПАК
ПАЛ
ПАМ
ПАН
ПАО
ПАП
ПАР
ПАС
ПАТ
ПАУ
ПАФ
ПАХ
ПАЦ
ПАЧ
ПАШ
ПАЭ
ПАЮ
ПАЯ

Папарригопуло (К. Παππαρίγόπουλος) — современный греческий историк. Выступив в 1858 г. против теории Фалльмерейера (см.), наделавшей в свое время много шума, с обширной статьей: "Σλαυικαί έν ταΐς Έλληνικαΐς χώραις έποικήσεις " (Ίστορικαί πραγματεΐαι, Μέρος ά, Афины, 1858), Папарригопуло доказал некритичность и преувеличенность выводов австр. ученого. В 1867 г. появился первый том его обширного, основанного на 30-летнем самостоятельном изучении источников, труда "Ίστορία τοΰ Έλληνικοΰ έθνους" (5 тт., Афины, 1867 и сл.; 2-е изд., ib., 1887—1888, под ред. Константиниди), излагающего судьбы Эллады от древнейших времен до 1832 г. Большая публика познакомилась с выводами: Папарригопуло в сжатом изложении, немедленно переведенном на франц. язык (С. Paparrigopoulos, "Histoire de la civilisation hell é nique", Пар., 1878). Книга эта, являющаяся главным образом горячей проповедью о правах и заслугах греческой нации, встретила среди французской публики необыкновенное сочувствие и еще более подогрела филэллинистические идеи, пробудившиеся с большей силой в конце 70-х гг. Пламенный патриот, Папарригопуло иногда субъективно освещает целые эпохи истории своей родины, но основная мысль его правильна. Византия не была инертной массой, как, обыкновенно, думали, а вполне жизнеспособным организмом, элементы которого находились в постоянном движении и борьбе, не дававшей государству и обществу впасть в бездействие. Папарригопуло постоянно подчеркивает непрерывность существования эллинской народности и культуры, победоносно вышедшей из борьбы с римским политическим господством и римскими культурными элементами. В VI в. началось возрождение эллинской нации, гениальности которой Византия обязана не только самыми блестящими страницами своей истории, но и самим существованием. Спасение христианской Европы от арабской грозы Папарригопуло всецело приписывает героизму эллинского населения империи (того же взгляда придерживается и Финлей; см.). Чрезвычайно талантливо изложена у него иконоборческая эпоха. Полемизируя против односторонних взглядов на деятельность Льва III и его преемников, автор выдвигает на первый план политическое и социальное значение их реформ. Вопрос о призвании Алекссеем Комненом латинян решается им отрицательно. Крестоносцы, руководившиеся главным образом фанатической ненавистью к эллинизму, не только не спасли империи, но даже уничтожили ее несомненное могущество и пробудили реакцию среди мусульманских народностей, которые ринулись, наконец, на ослабленную Византию в то время, когда напряжение религиозной войны на Западе уже ослабело.

А. Г.

Смотрии так же...