Палей (Палий) Семен — казацкий полковник, принимавший видное участие в событиях истории Малороссии в конце XVII и начале XVIII вв. Сын простого казака Филиппа, по прозванию Гурко, Палей род. в Борзне и в ранней молодости ушел в Запорожье, где и был прозван за свои военные подвиги Палей ("сжигателем"). Ок. 1685 г. Палей поселился на правом берегу Днепра, где в то время польский король Ян Собесский, вступая в войну с Турцией, задумал восстановить казачество, заселив область между Днепром и Днестром новыми военными силами. Палею было уступлено мст. Хвастово (в нын. Киевской губ., Васильковского у.), взамен чего он обязался защищать, с своим отрядом, Польшу от набегов мусульман. На первых порах Палей был верен королю: удачно воевал с татарами, полонил одного султана, разорял Очаков. Имя Палей, наводившего ужас на мусульман, сделалось весьма популярным в Малороссии. В Хвастово стекались казаки и с левого, русского берега Днепра, где замечалось сильное недовольство Мазепой. С 1688 г. Палей начинает тяготиться своей зависимостью от Польши. Он неоднократно просит Москву принять его земли под свою руку, но московское правительство, опасаясь нарушить мир с Польшей, отказывает. Между тем преемник Яна Собесского, король Август II, по окончании войны с Турцией, нашел ненужным дальнейшее существование казачества на польской земле. Появились королевские универсалы о распущении казацкой милиции. Палей, вместе с другими полковниками (Искрой, Самусем), открыто восстает и овладевает Белой Церковью, Немировым и другими городами, беспощадно истребляя шляхту, ксендзов и евреев. По просьбе польского короля, своего союзника в войне со шведами, Петр I посылает грамоты к Палей с требованием сдать Белую Церковь, но Палей прочно держится в крепости, несмотря на то, что другие полковники уступили. Мазепа, давно уже задумавший уничтожить опасного для его власти, любимого народом Палей, писал в Москву, что Палей собирается перейти к шведам, опустошавшим в то время Польшу. Гетману удалось хитростью заманить к ceбе Палей, и, арестовав его, отправить в Батурин. В марте 1705 г. П, вместе с своим пасынком Симашко; был отвезен в Москву и оттуда сослан в Сибирь (в Томск). Через несколько лет, когда обнаружилась измена Мазепы, Палей был возвращен, вместе с другими лицами, невинно пострадавшими от наветов гетмана. Скончался Палей вскоре после полтавской битвы, в которой принял участие в рядах казаков, оставшихся верными России. Жизнь Палей, прошедшая в беспрерывных столкновениях с поляками, русскими, турками и татарами, и особенно его трагическая судьба дали обильную пищу народному воображению. Про Палей сложено на Украине множество песен, легенд и дум. Палей, в противоположность своему врагу — Мазепе, рисуется поборником народа, его заступником перед государями. Ему приписывается сверхъестественное рождение. Он "характернык", т. е. колдун, каким, по мнению народа, было большинство запорожцев. Арест Палей и его дальнейшую ссылку народ объясняет различно. По одной версии Палей, во время крестин Мазепы, предупреждал Петра I, что государь, в лице своего крестника, приобретет себе в будущем врага престолу. Петр разгневался и отослал Палей, "за Писково море", где ездят "меделянами" (т. е. на собаках). В одной недавно записанной песне говорится, что Палей жив до сих пор и последовательно, вместе с месяцем, то делается молодым, то — стариком. См. "Мазепа", истор. монография Н. Костомарова; "Этнографич. Обозрениe" 1889, кн. 2-я, ст. В. Каллаша.