Палей (Палий) Семен

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).
https://оборудованиестоловых.рф одноразовая посуда для столовой.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПАА
ПАБ
ПАВ
ПАГ
ПАД
ПАЕ
ПАЖ
ПАЗ
ПАИ
ПАЙ
ПАК
ПАЛ
ПАМ
ПАН
ПАО
ПАП
ПАР
ПАС
ПАТ
ПАУ
ПАФ
ПАХ
ПАЦ
ПАЧ
ПАШ
ПАЭ
ПАЮ
ПАЯ

Палей (Палий) Семен — казацкий полковник, принимавший видное участие в событиях истории Малороссии в конце XVII и начале XVIII вв. Сын простого казака Филиппа, по прозванию Гурко, Палей род. в Борзне и в ранней молодости ушел в Запорожье, где и был прозван за свои военные подвиги Палей ("сжигателем"). Ок. 1685 г. Палей поселился на правом берегу Днепра, где в то время польский король Ян Собесский, вступая в войну с Турцией, задумал восстановить казачество, заселив область между Днепром и Днестром новыми военными силами. Палею было уступлено мст. Хвастово (в нын. Киевской губ., Васильковского у.), взамен чего он обязался защищать, с своим отрядом, Польшу от набегов мусульман. На первых порах Палей был верен королю: удачно воевал с татарами, полонил одного султана, разорял Очаков. Имя Палей, наводившего ужас на мусульман, сделалось весьма популярным в Малороссии. В Хвастово стекались казаки и с левого, русского берега Днепра, где замечалось сильное недовольство Мазепой. С 1688 г. Палей начинает тяготиться своей зависимостью от Польши. Он неоднократно просит Москву принять его земли под свою руку, но московское правительство, опасаясь нарушить мир с Польшей, отказывает. Между тем преемник Яна Собесского, король Август II, по окончании войны с Турцией, нашел ненужным дальнейшее существование казачества на польской земле. Появились королевские универсалы о распущении казацкой милиции. Палей, вместе с другими полковниками (Искрой, Самусем), открыто восстает и овладевает Белой Церковью, Немировым и другими городами, беспощадно истребляя шляхту, ксендзов и евреев. По просьбе польского короля, своего союзника в войне со шведами, Петр I посылает грамоты к Палей с требованием сдать Белую Церковь, но Палей прочно держится в крепости, несмотря на то, что другие полковники уступили. Мазепа, давно уже задумавший уничтожить опасного для его власти, любимого народом Палей, писал в Москву, что Палей собирается перейти к шведам, опустошавшим в то время Польшу. Гетману удалось хитростью заманить к ceбе Палей, и, арестовав его, отправить в Батурин. В марте 1705 г. П, вместе с своим пасынком Симашко; был отвезен в Москву и оттуда сослан в Сибирь (в Томск). Через несколько лет, когда обнаружилась измена Мазепы, Палей был возвращен, вместе с другими лицами, невинно пострадавшими от наветов гетмана. Скончался Палей вскоре после полтавской битвы, в которой принял участие в рядах казаков, оставшихся верными России. Жизнь Палей, прошедшая в беспрерывных столкновениях с поляками, русскими, турками и татарами, и особенно его трагическая судьба дали обильную пищу народному воображению. Про Палей сложено на Украине множество песен, легенд и дум. Палей, в противоположность своему врагу — Мазепе, рисуется поборником народа, его заступником перед государями. Ему приписывается сверхъестественное рождение. Он "характернык", т. е. колдун, каким, по мнению народа, было большинство запорожцев. Арест Палей и его дальнейшую ссылку народ объясняет различно. По одной версии Палей, во время крестин Мазепы, предупреждал Петра I, что государь, в лице своего крестника, приобретет себе в будущем врага престолу. Петр разгневался и отослал Палей, "за Писково море", где ездят "меделянами" (т. е. на собаках). В одной недавно записанной песне говорится, что Палей жив до сих пор и последовательно, вместе с месяцем, то делается молодым, то — стариком. См. "Мазепа", истор. монография Н. Костомарова; "Этнографич. Обозрениe" 1889, кн. 2-я, ст. В. Каллаша.

Смотрии так же...