Миманса (санскрит. M îmânsâ, первично = "размышление, умозрение"; специальное значение этого термина развилось уже позднее) — название одной из шести главных индийских школ (см. Индийская философия). Под этим общим именем известны два философских учения. Первое — Пурва-Миманса, т. е. "древняя", "первая" Миманса, основателем которой считается мудрец Джаймипи, есть род практического руководства к правильному размышлению, имеющему целью "определить смысл откровения", заключенного в ведах и брахманах. В связи с этой целью находится стремление определить религиозные обязанности верующего и разные благочестивые упражнения и дела, с помощью которых можно достичь блаженства. Поэтому Пурва-Миманса называется еще Карма-Миманса (Karma — дело, подвиг), в противоположность второй Миманса — "поздней" или "последней" (Уттара-Миманса), имеющей более умозрительный, философско-теологический характер. Уттара-Миманса носит также названия Брахма-Миманса, Шарирака-Миманса (Çârî raka-M. = "учение о воплощенном духе") и наиболее употребительное — Веданта (см.) . Она приписывается мудрецу Вьясе и трактует о сущности мирового творческого начала и его отношениях ко всему существующему, причем приходит к отрицанию материального мира. Право на название философской системы имеет, таким образом, только последняя из Миманса, хотя Пурва-Миманса, или Миманса в общеупотребительном значении, затрагивает нередко и чисто философские понятия. Учение Миманса изложено в виде афоризмов (s û tras), числом 2652. Афоризмы Миманса крайне темны и трудны для понимания, что вызвало многочисленные комментарии к ним. Лучшее введение в изучение Миманса — Джайминия-ньяя-мала-вистара (Jaimin íya-Nyâya-Mâlâ -Vistara, изд. Goldst ü cker и Cowell, Л., 1865—78), написанное в стихах Мадхавачарьей (см.).
Подробное изложение основ Миманса см. у Кольбрука: "Essays on the Religion and Philosophy of the Hindus" (2 изд., Лейпциг, 1858), где указаны и главные комментарии.
C. Б—ч.