Куна

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КУА
КУБ
КУВ
КУГ
КУД
КУЕ
КУЖ
КУЗ
КУИ
КУК
КУЛ
КУМ
КУН
КУО
КУП
КУР
КУС
КУТ
КУУ
КУФ
КУХ
КУЦ
КУЧ
КУШ
КУЩ
КУЭ
КУЮ
КУЯ

Куна — Слово "Куна" допускает два толкования: куньи меха или шкурки, и деньги в современном смысле. Слово "Куна" появляется в древнерусских памятниках с XI в.; особенно часто оно встречается в "Русской Правде", вместе с другими названиями денег: ногата, резана, векоша, веверица. О достоинстве Куна до сих пор существуют различные мнения. Приверженцы теории кожаных денег, барон Шодуар и другие, думали, что кунами назывались шкурки куниц, имевшие в торговле некоторую определенную цену, так что 50 кун составляли гривну и назывались гривнами кун, в отличие от серебряной гривны. Другие исследователи русской старины доказывали, что Куна были металлическими знаками ценности (Погодин, проф. Казанский, Авенариус, проф. Прозоровский, Мрочек-Дроздовский). Слово. Куна употребляется в древних памятниках с числовым показателем или без него. Без количественного показателя оно употреблялось во всех тех случаях, в каких теперь употребляется слово "деньги". Так, например, выражения "брать деньги, взимать плату" передавались словами "Куна имати". Отсюда следует заключить, что Куна были не только куньими шкурками, а деньгами вообще. В "Лаврентьевской Летописи" под 980 г. говорится, что варяги требовали, чтобы им дали дань по 2 гривны "с дыму" за их помощь, на что вел. кн. Владимир отвечал: "пождете, да вы Куна соберут за месяц". Известно, что гривна была единицей веса — а так как вес начинает прилагаться к денежным расчетам только с тех пор, как металлические ценности становятся ходячими, то о мехах, как об орудии торгового оборота, едва ли может идти речь при выражении Куна в гривнах. Кроме того, невероятно, чтобы норманны потребовали за свою помощь награды мехами; в половине Х в. они уже научились ценить благородные металлы, как самую выгодную добычу, и не могли не знать о богатстве русских этими металлами. Вероятнее всего, что гривны, упоминаемые в этом известии, были ничто иное, как слитки серебра, заменявшие собой деньги еще и в XV и XVI ст. Договор Мстислава с Ригой и Готландом прямо уравнивает Куна с пенязями: "а за гривну серебра, по * гривны коунами, или пенязи". Против предположения, что кунами назывались только меха, говорит еще известие летописи о том, что в 1424 г. новгородцы ввели у себя лобцы, литовские гроши и немецкие артуги, а Куна "отложиша": до начала XV в. меха не могли оставаться не только исключительной, но и преобладающей оборотной ценностью в Новгороде. Иногда кунами в одном и том же акте называются как рубли, так в ценности меховые. Имеется немало известий, что в старину у нас и меха употреблялись, как Куна; преимущественно беличьи меха (может быть сначала и горностаевые), иногда куньи, а также и овчинные шкуры. Употребляемые в смысле Куна меха считались обыкновенно четыредесятками или сороками; в Святославовом уставе 1137 года церковная дань с разных погостов определяется "сорочками". Употребление счета мехами встречается преимущественно в частных сделках. Изображения пушных зверей часто встречаются на монетах Западной Европы в средние века; на русских монетах также нередки были эти изображения, о чем свидетельствуют Герберштейн и Гваньини. Весьма вероятно, что эти изображения послужили основанием обычая называть именем меха металлические деньги. В некоторых памятниках древней русской письменности слова: "Куна, кунное собрание", означая деньги вообще, относились исключительно к золоту и серебру. Подобно позднейшей деньге, металлическая Куна есть денежная единица, часть гривны. В 1514 г. вел. кн. Василий Иоаннович назначил цену Куна (свадебной, мировой и вдовьей) в 6 грошей; польский король Сигизмунд II за ту же Куна назначил 20 грошей. В "Сборнике", находящемся в библиотеке Соловецкого монастыря и упомянутом Строевым, находится счисление разных старинных русских монет на деньги и соотношение, какое они имели тогда в Новгороде: 1 куна показана здесь равной двум деньгам. Авенариус полагает, что Куна соответствовали западноевропейским динарам, но Прозоровский опровергает это мнение, находя, что кунная система скорей походит на систему византийских милиарезий. Отдельные княжества имели свои Куна; есть упоминания о смоленской, о тверской Куна Ср. Русские монеты. Литературу см. ст. Белки, Бель, а также Мрочек-Дроздовский, "Исследование о Русской Правде" (М., 1892).

П. ф.-В.

Смотрии так же...