Коялович, Михаил Иосифович

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Коялович, Михаил Иосифович (1828-1891) — писатель. Сын священника, Коялович рoдился в местечке Кузнице Гродненской губернии, учился в духовной семинарии и спб. духовной академии. Пробыв недолго преподавателем в духовных семинариях рижской и петербургской, Коялович занял в спб. духовной академии сначала кафедру сравнительного богословия и русского раскола, затем кафедру русской истории гражданской и церковной, а после разделения этого предмета, в 1869 г., на две самостоятельные кафедры — только гражданской русской истории, которую и не оставлял до самой смерти. В 1859 г. он печатает I т. своей магистерской диссертации: "Литовская церковная уния", в 1862 г. — и второй том ее; в том же 1862 г. в аксаковском "Дне" печатаются его "Лекции о западно-русских братствах", в 1864 г. — "Лекции по истории Западной России", перепечатанные потом в 1883-84 гг. вторым, третьим и четвертым изд., с приложением этнографической карты. В 1865 г., по поручению археографической комиссии, им изданы "Документы, объясняющие историю Западной России и ее отношения к Восточной России и к Польше", с переводом на франц. яз.; в 1869 г., по поручению академии наук — "Летопись осады Пскова Стефаном Баторием", по поручению археографической комиссии — "Дневник люблинского сейма 1569 г.", с переводом на русский язык, в 1872 г. — "Русская историческая библиотека", т. I; в 1873 г. докторская диссертация: "История воссоединения западно-русских униатов старых времен" (до 1800 г.); в 1880 г. брошюра (актовая речь): "Три подъема русского народного духа для спасения русской государственности в смутные времена". В 1884 г. вышла в свет часть курса по русской истории, под заглавием: "История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям". В этом сочинении Коялович определяет направление, которому он следовал в своих трудах: так как "в истории область объективных истин весьма невелика, а все остальное неизбежно субъективно, нередко даже в области простейших голых фактов...", то он следовал тому субъективизму, который больше всех других "обнимает фактическую часть русской истории и лучше других освещает действительные и существенные ее стороны". Такой русский субъективизм он находил в сочинениях славянофилов. И к этому субъективизму он пришел, по его словам, "не только по указанию русского чувства, но и по научным требованиям". Того же славянофильского направления держался Коялович и в своих журнальных статьях, и в речах по различным случаям и поводам. Как писатель-публицист, он сотрудничал в "Дне", "Церковном Вестнике", "Христианском Чтении", "Журнале М. Нар. Пр.", "Русск. Инвалиде", "Гражданине" (прежней редакции, до 1872 г.), "Правде" (1888-1889 гг.), "Новом Времени", "Известиях СПб. Слав. Общ.". В этих периодических изданиях им помещен целый ряд статей, частью по общерусским вопросам, но преимущественно пo делам юго-западной Руси. В особенности статьями и сотрудничеством Коялович дорожил И. С. Аксаков. Из речей Коялович, произнесенных в торжественных собраниях спб. слав. благотвор. общества, особенно замечательна речь на тему: "Историческая живучесть русского народа, и ее культурные особенности" (1883). Здесь он отмечает, в числе особенностей народа любовь к земледелию, любовь и способность к промышленности и торговле, стремление к обладанию лучшими землями, уменье овладевать речными и водными путями и берегами прилегающих морей. Далее, особенность русского быта представляет общинное устройство ("община") — в среде земледельческой и "вече" — в среде торговой; при передвижениях из общины и веча выделяются дружины — военные, торговые, промышленные, сохранившиеся отчасти в нашей теперешней артели. Наконец, главную характерную особенность русского народа представляет раннее сознание "необходимости государственного строения, государственной объединяющей власти", которая и воплотилась в московском единодержавии, "с земскими соборами и с земским всенародновластным царем во главе". В вопросах общеславянских Коялович стоял за возможно тесное общение между славянскими племенами, и притом не с одной только политической точки зрения: он желал объединения славянских племен под знаменем св. Кирилла и Мефодия, давших славянам единую грамоту и общий для всех племен письменный язык. См. брошюру профессора спб. духовной академии И. С. Пальмова, "Памяти Михаила Иосифовича Коялович" (СПб., 1891). Его сын, Михаил Михайлович — журналист. Образование получил в спб. университете. Помещал в "Новом Времени" и "СПб. Ведомостях" публицистические и критические статьи, а также и беллетристические произведения. Из последних составилось два сборника: "Повести и рассказы" (СПб., 1888) и "Новые рассказы" (СПб., 1859). В 1888-90 г. издавал и редактировал еженедельную газету " Правда".

Смотрии так же...