Коцебу, Александр Евстафиевич

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Коцебу, Александр Евстафиевич — один из лучших русских баталистов, сын драматурга Августа Коцебу (1815—1889). Оставшись сиротой после смерти отца, он был помещен в воспитанники 2-го спб. кадетского корпуса, из которого потом вышел офицером в лейб-гвардии литовский полк. Но военная карьера не соблазняла молодого человека, выказывавшего большие способности и любовь к искусству. Побуждаемый этого любовью, он стал в 1837 г. посещать классы имп. акд. художеств, причем избрал специальностью батальный род живописи. Наставником его по этой части был проф. А. Зауервейд. Получил от академии медали: сначала серебряные, мал. зол. в 1843 (за картину "Сражение при Кулевчах") и, наконец, большую зол. в 1844 г., дающую право на поездку в чужие края. Коцебу отправился в путешествие только в 1847 г., по исполнении нескольких картин для имп. Николая I и некоторых знатных любителей. Проведя год в Париже, он посетил затем Нидерланды и Италию и поселился надолго в Мюнхене, как в пункте, представлявшем все удобства для исполнения целой серии картин, заказанных ему императором для Зимнего дворца. То были сцены из истории Семилетней войны и Суворовского похода в Швейцарию и Верхн. Италию: "Осада Нарвы", "Взятие крепости Нотебург", "Сражение под Гросс-Эберсдорфом", "Цорндорфская битва", "Сражение при Цюлихау", "Сражение при Кунерсдорфе", "Русские в Берлине", "Взятие Кольберга", "Битва при Требии", "Полтавская победа" и др. В 1880 г. Коцебу возвратился в Россию и за те из этих произведений, которые были окончены к этому времени, возведен в звание академика. Вскоре после того он снова отправился в Мюнхен для продолжения начатых и исполнения новых картин, и с того времени жил в Мюнхене до самой смерти. На годичную выставку спб. акад. худ. 1857 г. были представлены им картины: "Переход русских войск через Чертов мост, в 1799 г.", "Битва при Нови" и "Сражение в Муттенской долине", за которые академия признала его профессором. После того его работы являлись на выставках академии еще дважды, в 1870 и 1874 г. Вышеупомянутые и вообще важнейшие произведения Коцебу находятся в Зимнем дворце. Они свидетельствуют о нем как о высокодаровитом баталисте нового направления, трактовавшем свои сюжеты не только как сцены борьбы и убийства, но и как пейзажные задачи. Сочиняя картину, он прежде всего выбирал местность и точку зрения, наиболее удачные для развития изображаемого эпизода, и представлял в этом пейзаже самый характерный момент происшествия с ясностью и неподдельным движением. Его композиция полна жизни и нередко очень поэтична, рисунок правилен, колорит блестящ и гармоничен, кисть свободна и одинаково искусна как в фигурах, так и в ландшафте. Лишь одно можно поставить ему в упрек, а именно то, что фигуры русских солдат у него недостаточно народны и несколько смахивают на немецкие лица, — недостаток, который легко объясняется тем, что художник, работая в Мюнхене, не имел возможности пользоваться русскими натурщиками и воспроизводил типы наших воинов по памяти или по своим старым этюдам.

А. С—в.

Смотрии так же...