Коцебу, Август Фридрих Фердинанд

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Коцебу, Август Фридрих Фердинанд (August-Friedrich-Ferdinand von Kotzebue) — популярнейший в свое время немецкий драматург и романист (1761—1819). Был адвокатом в Веймаре. В 1781 г., по указанию прусского посланника при русском дворе, он отправился в Петербург, был секретарем генерал-губернатора ф. Бауэра, а в 1783 г. г. перешел на службу в Остзейский край. Еще в Веймаре он написал: "Erz ä hlungen" (Лпц., 1781) и "Ich. Eine Geschichte in Fragmenten" (Эйзенах, 1781). В 1785 г. он издал роман: "Leiden der Ortenbergischen Familie" (СПб., на русск. яз. переведен под заглавием: "Все счастие одна лишь мечта или страдания ортенбергской фамилии", Смоленск, 1802 г.; 2-е изд. Орел, 1823 г.); в 1787 г. издал собрание своих сочинений ("Kleine Gesammelte Schriften", Лейпциг), а в 1789 г. выступил с знаменитейшей из своих драм: "Ненависть к людям и раскаяние" ("Menschenhass und Reue"; в первый раз переведена на русск. яз. в 1792 г. Иваном Репьевым), которая держалась на всех европейских сценах многие десятки лет. После смерти своей первой жены (дочери генерала русской службы ф. Эссена, родство с которым много помогло его служебной карьере) Коцебу вышел в отставку и в короткое время сочинил около 20 драм, которые почти все имели большой успех потому, что, по справедливому замечанию Шерера, "никто так хорошо не умел понять пошлые инстинкты массы, никто не умел так искусно льстить им и никто так ловко не доставлял эффекты для актера, как Коцебу". Идеи, проводимые Коцебу, были именно по плечу толпе, диалог был жив и местами остроумен, знание сцены стояло вне всякого сомнения; немногие чувствовали деланность характеров и фальшивую сентиментальность. В 1798 г. Коцебу принял место директора придворного театра в Вене, но скоро его оставил. В 1800 г. Коцебу задумал ехать в Петербург, где в кадетском корпусе воспитывались его сыновья, но на русской границе был арестован и сослан в Сибирь. Скоро имп. Павлу Петровичу попала в руки небольшая пьеса Коцебу: "Лейб-кучер Петра Великого", и драматург был возвращен из изгнания, осыпан милостями и поставлен в главе управления нем. театром. После смерти имп. Павла Коцебу снова вышел в отставку и в 1802 г. поселился в Берлине, где стал издавать журнал, который вступил в полемику с зарождавшейся романтической школой. С 1803 г. Коцебу начал издавать драматический альманах ("Almanach dramatischer Spiele"), который просуществовал 18 лет. В 1803 и 1804 гг. он путешествовал по Франции, был в Лифляндии и оттуда проехал в Италию; свои путешествия изложил он со свойственным ему умением заинтересовывать публику. Затем он снова отдался драматургии, а в 1806 г. начал работать над древнейшей историей Пруссии ("Preussens ä ltere Geschichte", Рига, 1808—9). Во время подчинения Пруссии Наполеону Коцебу бежал в Эстляндию и воевал оттуда с французами литературным оружием. В 1813 г. он последовал за русской главной квартирой и в 1814 г. в Берлине издавал газету "Русско-немецкий народный листок". Назначенный русским генеральным консулом в Кенигсберге, он, как литератор, явился не только горячим приверженцем идеи священного союза, но и врагом всякого проявления свободы мысли. С 1817 г. он состоял при министерстве иностранных дел в России и считался командированным в Германию, с содержанием в 15000 рублей в год. Так как он преследовал злыми насмешками немецкую молодежь за ее патриотизм и мечты о свободе, то сделался самым непопулярным человеком в Германии (хотя роль его в ретроградном движении того времени вовсе не была значительна), принужден был переселится из Веймара в Мангейм и там пал под кинжалом Занда (см.). Смерть его послужила сигналом к открытой борьбе между узко-консервативной и либерально-патриотической партиями в Германии. Коцебу, может быть, самый типичный (для близкого к нам времени) из тех литераторов, которые при жизни производят большой шум и будто бы имеют огромное влияние (на самом деле они сами всецело под влиянием толпы), а после смерти забываются почти немедленно; тайна их успеха и причина скорого забвения в том, что они идут в уровень с веком, но не с лучшими его элементами. Всех пьес Коцебу 98; они изданы в 28 томах (Лпц. 1797—1823); полное собрание его сочинений вышло в 40 томах (Лпц. 1840—41). Материалы для его биографии в его собственных сочинениях: "Selbstbiographie" (Вена, 1811); "Das merkw ü rdigste Jahr meines Lebens", Берл., 1801 — история его ссылки в Сибирь и возвращения) и др.; все это написано очень легко и занимательно, но не без "романических" украшений. Из новейших работ см. книгу W. v. Kotzebue: "A. v. K., Urtheile der Zeitgenossen und der Gegenwart" (Дрезд., 1881; составлена далеко не беспристрастно, но заключает массу нового материала) и Charles Rabany, "Коцебу, sa vie et son temps, ses oeuvres dramatiques" (Париж-Нанси, 1893, не вполне удачная попытка объективного исследования личности Коцебу и его литературного значения). В России в начале нынешнего столетия Коцебу был так популярен, что в каталоге Смирдина 1829 г. числится более ста тридцати его произведений в переводе (при чем иные из них выдержали ряд изданий); в тридцатых годах так наз. коцебятина возбуждала насмешки всех знатоков и истинных любителей; в сороковых его драмы производят впечатление только на провинциальных сценах, а в 50-х Коцебу совсем забыт. См. о нем "Рус. Архив" (1869, № 4, сообщение бар. Корфа). См. Мамев, "Документы, относящиеся к ссылке Августа Коцебу в Сибирь" (Тобольск, 1894).

А. Кирпичников.

Смотрии так же...