Котельников, Евлампий

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Котельников, Евлампий — есаул войска Донского, основатель секты духоносцев. В 1805 г., за разные проступки, был лишен чинов; в 1815 г. эти чины были возвращены ему, но в 1817 г., за публичное порицание в церкви местных священников и за вредные толки о вере, снова предан суду, четыре года содержался под стражей в Новочеркасске; в 1824 г. был взят в СПб., но отпущен; в 1825 г. снова взят в СПб. и находился на испытании у известного архим. Фотия, после чего посажен в Шлиссельбургскую крепость, вместе с замужней дочерью; в 1826 г. сослан в Соловецкий м-рь, где сошел с ума и умер. По объяснениям дочери его, Марии Кустовой, последователи учения Котельников, услышав о предпринятом библейским обществом издании Библии на всех языках земного шара, вообразили, что вновь наступило время апостольское, и что каждый должен быть апостолом. Так как апостолы обладали чрезвычайными дарованиями св. Духа, то и они стали стремиться к тому же посредством изнурительных постов, беспрестанных молитв и бдений. При этом они приходили в исступление; им виделись ужасы ада и блаженства рая. Они чувствовали себя в состоянии творить чудеса посредством какого-то присущего им "электрицизма". Они приписывали себе способность угадывать мысли других, даже отсутствующих, считали себя достигшими высшего совершенства и, боясь потерять его, укрепляли себя еженедельным причащением, к чему побуждало их также убеждение в близости конца мира. Так как причащаться еженедельно в церкви им было невозможно, то они употребляли собственное причастие из хлеба и вина. Кроме апокалипсиса, который они изучили особенно подробно, они читали сочинения Бема, Штиллинга и других старых и новых мистиков, имевшихся в русских переводах. В бытность свою на Дону Котельников составил статистическое описание "Верхней Курмоярской станицы" (напеч. в "Чтениях Моск. Общ. Истории", за 1863 г.). Подробнее о нем см. "Русский Архив", 1868 г.; Пыпин, "Библейская секта двадцатых годов" ("Вестник Европы").

Н. Бв.

Смотрии так же...