Кости игральные

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Кости игральные перешли в Европу, вероятно, из Азии. Изобретение их приписывалось лидийцам, египтянам или грекам в лице Паламеда. В Греции они служили для гадания и для игры и делились на кубы (κύβοι, tesserae) и астрагалы (άστραγάλοι, άστριες, άστριχιοί, tali). Кубы имели вид современных игральных Кости игральные, т. е. были шестигранные, с намеченными очками от единицы до шести. Их употребляли для игр: άρτιασμός — чет и нечет, по числу очков на брошенных Кости игральные; τρόπα — выигрывал попавший костью в проверченное в дощечке отверстие; ώμιλλα — бросание Кости игральные в начерченный круг. Астрагалами играли в πλειςτοβολίνθα: на каждое очко назначалась известная сумма денег; затем каждый бросал Кости игральные, а выигрывал выбросивший очки на большую против других сумму. Различные удары астрагалов назывались по имени богов, героев, знаменитых мужей и гетер. Служа для гаданий (κσβομαντεία, άστραγαλομαντεία), игральные Кости игральные были посвящены Гермесу. Их бросали в воду или на особые таблицы. Иногда гадавший брал одну Кости игральные в правую руку, другую — в левую и сам отвечал за бога, выводя из числа очков утвердительные или отрицательные ответы. Сохранилось известие, что Тиберий гадал, бросая золотые астрагалы в воду. В малом оракуле Геркулеса, в ахейском городе Буре, ответы получались через бросание астрагалов на особую табличку, с написанными на ней советами и изречениями житейской мудрости. Почти такое же гадание процветало в г. Атталии, в Памфилии. Уцелели надписи из г. Лимиры в Ликии и г. Адады в Писидии, представляющие собрание одностишных изречений (γνώμοι μονοστίχοι), с расположенными по алфавиту начальными буквами. Вероятно, на таких Кости игральные вместо точек были буквы, и каждая Кости игральные, по букве, на ней обозначенной, соответствовала стиху. Стремление сочетать метание Кости игральные с таблицей вызвало в Х в. от Рождества Христова изобретение камбрезийским епископом Вибольдом особой игры — ludus regularis или lud u s clericalis, где числу очков, получаемых на трех Кости игральные, соответствовали названия добродетелей (Caritas, Fides, Castitas и др.). Игра эта стоит в связи с целой системой гаданий и исчислений, основанной на отношении букв к цифрам и перешедшей в Европу от арабов, у которых существовала особая наука, "Simia", посвященная изучению мистической силы букв. По мнению Перца, ludus clericalis обязана своим происхождением пифагорической игре или ритмомахии ("бою чисел"), похожей на шахматную, но с заменой фигур костями, которая была изобретена современником Вибольда, Гербертом (впоследствии папа Сильвестр II), и пользовалась большим распространением. Монахи, награжденные в игре высшими качествами, должны были направлять к добродетели других играющих. Благочестивым епископом руководила, по-видимому, та же наивная уверенность в содействии высшей силы, которая проявлялась и у языческих оракулов. К тому же, Вибольд хотел отучить монахов от азартной игры в Кости игральные, охватившей все тогдашнее общество. Еще Ювенал бичевал в своих сатирах игроков; Персий признавался, что любимым его времяпрепровождением в юности была игра в Кости игральные Оттон Великий запретил духовенству играть в Кости игральные, под страхом отлучения, но это не помогло, как и указ Генриха II Английского, запретившего игру крестоносцам в 1188 г. Средневековая литература полна жалоб на разорение от игры в Кости игральные, охватившей не только рыцарей, но горожан и даже народ. Игроки брали обычно три Кости игральные (d é s) и бросали их на деревянную или мраморную доску (berlenc, platel). Автор фаблио: "De St. Pierre et du jongleur" рассказывает, что даже ап. Петр, спускаясь в ад, взял berlenc и три Кости игральные, чтоб обыграть жонглера, стерегущего грешников, и спасти их души. Автор фаблио XIII века: "Da jeu des D é s" приписывает изобретение игральных Кости игральные дьяволу, который велел отметить точки: одну — против Бога, 2 — против Бога и Богородицы, 3 — против Троицы и т. д. Мнения об адском происхождении Кости игральные придерживался и Рейнмар фон Цветер, но, по его толкованию, 2 точки означают небо и землю, 3 — три имени Христа и т. д. Игра велась и при дворе запрещавших или ограничивавших ее королей. Eustache Dechamps (XIV в.) описывает игру влиятельнейших вассалов у короля. Роман "Brut" изображает рыцарей Круглого Стола играющими с королем Артуром. Игра оканчивается, как это часто бывало, дракой, которой не избежал и ап. Петр, играя с жонглером. Из указа Людовика святого, 1255 г., видно, что во Франции существовали для выделки Кости игральные особые мастерские и довольно многочисленный класс ремесленников. Указы 1291, 1319 и 1369 гг. запрещают игру в Кости игральные, но это, видимо, не действовало, так как в 1396 г. появился указ против распространившихся поддельных Кости игральные (d és pipé s). Кроме игры на деньги, где выигрывал имевший наибольшее число очков, было много других игр, принадлежностью которых были Кости игральные: Иоанн Солсберийский насчитывает десять таких игр. Кости игральные употреблялись и для гадания, как забавы. Так, в книге jeu d'amour 232 стихотворения, преимущественно любовного содержания, соответствуют такому же количеству ударов Кости игральные Во Франции, Англии и Сицилии Кости игральные употреблялись больше всего в любимые дни гаданий — Рождество и Новый год. В новой истории игральные Кости игральные значительно теряют свою популярность, хотя во время тридцатилетней войны ландскнехты очень их любили. Из игр в Кости игральные ныне распространено только домино (см.). Ср. гр. Бобринский, "Jeu d'am o ur, франц. гадальная книга XV в." (СПб., 1886; в приложении — подробный очерк игры в Кости игральные в древности и в средние века).

В. Кости игральные

Смотрии так же...