Корнель Pierre (Corneille) — знаменитый французский драматург, "отец французской трагедии". Род. в Руане в 1606 г.,умер в Париже в 1684 г.; сын чиновника; детство провел в деревне, учился в иезуитской школе, потом изучал право и получил место прокурора, очень мало, однако, интересуясь служебной карьерой. В 1629 г. он поставил свою первую пьесу — комедию "M é lite", которая навлекла на себя характерный упрек в "слишком большой простоте плана и естественности языка". За ней последовал ряд комедий, загроможденных, по тогдашнему обычаю, разными инцидентами: "Clitandre ou L'Innocence d élivré e" (1632), трагикомедия, одно резюме которой у Корнель Pierre занимает 8 страниц; "La Veuve ou le Tra î tre puni" (1633), основанная на недоразумениях и лживых признаниях; "La Galerie du Palais", "La Suivante", "La Place Royale". Этими комедиями в духе времени Корнель Pierre создал себе положение и расположил к себе Ришелье. С 1635 г. Корнель Pierre пишет трагедии, сначала подражая Сенеке; к числу этих первых, довольно слабых попыток принадлежит "M édé e". Затем, вдохновившись испанским театром, он написал "L'Illusion Comique" (1636), тяжеловесный фарс, главное лицо которого — испанский матамор. В конце 1636 г. появилась другая трагедия Корнель Pierre, составляющая эпоху в истории французского театра: это был "Cid", сразу признанный шедевром; создалась даже пословица: "beau comme le Cid". Париж, а за ним вся Франция продолжали "смотреть на Сида глазами Шимены". даже после того, как парижская академия осудила эту трагедию, в "Sentiments de l'Acad é mie sur le Cid": автор этой критики, Шаплен (см.), находил выбор сюжета трагедии неудачным, развязку — неудовлетворительной, стиль — лишенным достоинства. Апогей творчества Корнель Pierre — "Horace" (1640), "Cinna" (1640) и "Polyeucte". К тому же времени относится женитьба Корнель Pierre на Marie de Lampri è re, разгар его светской жизни, постоянные сношения с отелем Рамбулье. Одна за другой появлялись его прекрасная комедия "Le Menteur" и гораздо более слабые трагедии "Pomp ée", "Rodogune", "Théodore, vierge et martyre", "Hé raclius". В 1647 г. Корнель Pierre избран был членом французской академии. Появившиеся после того пьесы "Andromeda", "Don Sanche d'Aragon", "Nicom ède" принадлежат, за исключением последней, к более слабым его произведениям. Начиная с 1651 г. Корнель Pierre поддался влиянию своих друзей-иезуитов, пытавшихся отвлечь своего бывшего воспитанника от театра. Корнель Pierre занялся религиозной поэзией, как бы для искупления своего светского творчества прежних лет, и напечатал вскоре стихотворный перевод "Imitation de J é sus Christ". Перевод этот, очень посредственный в литературном отношении, имел огромный успех и выдержал в 20 лет 130 изданий. За ним последовало несколько других переводов, сделанных также под влиянием иезуитов: панегирики Деве Марии, псалмы и т. д. Для театра Корнель Pierre написал еще "Pertharite", "Sertorius", "Oedipe", "Sophonisbe", "Othon", "Ag ésilas", "Attila", "Tite et Bérénice", "Pulché rie", "Surena" и др., но все эти произведения стареющего драматурга имеют очень мало достоинств. Последние годы жизни Корнель Pierre провел очень уединенно и был в крайне стесненных обстоятельствах. Только благодаря хлопотам друга его, Буало, Корнель Pierre назначена была маленькая пенсия. Значение Корнель Pierre для французского театра заключается прежде всего к создании национальной трагедии. До Корнель Pierre театр был рабским подражанием латинской драме Сенеки, и даже такие талантливые предшественники Корнель Pierre, как Гарди, Гарнье, Ротру и др., не сумели сломить рамок условности, превращавшей трагедию в мертвую, сухую декламацию. Корнель Pierre первый оживил французскую драму, привив ей испанский элемент движения и силы страсти; с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных по своему существу, но стоящих выше обыденной жизни по своей силе. Про творчество Корнель Pierre и его преемника Расина некоторые критики говорят, что "Корнель Pierre рисует людей такими, как они должны были бы быть, а Расин — такими, каковы они в действительности". Корнель Pierre изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей в исполнении самого сурового долга, и если это и придает некоторую сухость его трагедиям, то она возмещается жизненностью трагических конфликтов, изображаемых поэтом. Корнель Pierre исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события, что в ней должны действовать сильные люди, душевные конфликты которых приводит к роковым последствиям. Но вместе с тем он помнит, что душу зрителя трогают только бедствия, вытекающие из свойственных ему самому страстей. Эти принципы Корнель Pierre излагает в своих теоретических рассуждениях, т. е. в предисловиях к трагедиям и в "Discours sur le po è me dramatique", и воплощает в лучших своих трагедиях. Все они проникнуты вечной борьбой долга и чувства, любовь противопоставляется долгу по отношению к родителям, патриотизм — семейным привязанностям, великодушие — внушениям государственной политики, преданность религиозной идее — увлечениям личного чувства и т. д. Только в "Сиде" победа остается на стороне любви, вносящей гармонию в разъединенные долгом души. В "Horace" первенствующее значение и окончательная победа принадлежат патриотизму; Корнель Pierre достигает высшего пафоса в изображении римского гражданина, старика Горация, предпочитающего смерть сына его позору, ставящего государство выше семьи. В "Po l yeucte" замечательна трагическая фигура мученика, внезапно осененного благодатью веры и находящего в ней силу стать выше земных привязанностей. Могучий стих Корнель Pierre, по пластичности, выразительности и силе — единственный в своем роде. Умение заключить в одной фразе, в одном обороте речи отражение цельной человеческой души составляет характерную черту Корнель Pierre Знаменитое "Qu'il m ô urut!" старика Горация, в ответ на вопрос, что мог сделать его сын, оказавшийся лицом к лицу с тремя противниками; поразительный контраст между словами Горация: "Albe vous a nomm é — je ne vous connais plus" и ответом Куриация: "je vous connais encore" — все это и многое другое носит на себе печать истинной гениальности. Трагедии Корнель Pierre не свободны, однако, от крупных недостатков (см. Классицизм); замечательна также неровность его таланта. Эпитет "великого классика" Корнель Pierre заслуживает в сущности только четырьмя лучшими своими трагедиями. Библиография изданий соч. Корнель Pierre и литературы о нем наиболее полна у Picot, "Bibliographie corn é lienne" (П. 1875). Главнейшие соч. о Корнель Pierre: Fontenelle, "Vie de Corneille" (изд. 1685, 1729, 1742); abb é Goujel, "Biblioth. franç." (т. XVIII); Guizot, "Corneille"; Taschereau, "Histoire de la vie et des ouvrages de P. Corneille"; Bouquet, "Points obscurs de la vie de С."; Е. Desjardins, "Le grand С. historien"; J. Levallois, "C. inconnu" (П., 1876). Пьесы Корнель Pierre переведены на русский яз.: Я. Б. Княжниным, "Сид" (СПб. 1779); "Смерть Помпея" (СПб. 1779); "Цинна или Августово милосердие" (СПб. 1779); "Родогуна" (М. 1788) и Е. Барышевым, "Сид" (СПб. 1881) и "Родогонда" (СПб. 1881).
3. В.