Корнелиус Петер

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Корнелиус Петер (von Cornelius) — знаменитый немец. историч. живописец, род. в Дюссельдорфе 23 сентября 1783 г., ум. в Берлине 6 марта 1867 г. Будучи с детства подготовлен к художественному образованию своим отцом, живописцем и хранителем дюссельдорфской галереи, он в возрасте 13 лет поступил в тамошнюю академию, где его главным наставником сделался П. Дангер. Смерть отца и необеспеченное положение родных заставили Корнелиус Петер не отказываться от всякого рода заказов. Конкурсные его работы на веймарскую премию, в 1804 и 1805 гг., оказались неудачными, но в то же время фрески его, в црк. св. Квирина в Нейсе, уже выказывали задатки его будущего искусства. В 1809 г. он переселился во Франкфурт на Майне, где писал портреты, исполнил "Св. Семейство", "Положение во гроб", "Бегство в Египет" и некот. др. картины и приобрел более широкую известность 7-ю рисунками к "Фаусту" Гёте (наход. в Штеделевском институте во Франкфурте). Отправившись в 1811 г. в Рим, он примкнул там к группе молодых немецких художников, состоявшей из Овербека, Пфорра, Фогеля, Фейта, Шадова и др., основавших братство св. Исидора и получивших прозвание "назареев". Проникшись любовью к величественной фресковой живописи итальянских мастеров, начиная с Джотто и кончая Рафаэлем, он задался целью обновить характер немецкой живописи того времени и взял материалом для первых опытов своих в этом направлении снова "Фауста", а также сказания о Нибелунгах. Эти рисунки отличаются серьезностью концепции и своеобразным, монументальным стилем. В то же время он украсил дом консула Бартольда фресками: "Толкование Иосифом снов", "Свидание с братьями" (картины этой композиции ныне в берл. нац. гал.); кроме того, по заказу маркиза Массими, он изготовил рисунки для фресок в доме последнего на сюжеты из "Божественной Комедии" Данте. Баварский наследный принц, впоследствии король Людвиг, посетив в 1818 г. Рим, обратил свое внимание на молодого художника и предложил ему украсить фресками залы только что начатой постройкой мюнх. Глиптотеки. Заняв около того же времени пост директора дюссельдорфской акд. худож., Корнелиус Петер посвящал зимние месяцы этому учреждению и разрабатывал композиции означенных фресок, а летом отправлялся в Мюнхен, где, под его руководством и при его участии, исполнялись сами фрески. В 1825 г. Корнелиус Петер назначен директором мюнх. академии художеств. Написанные в Глиптотеке композиции Корнелиус Петер изображают сцены из сказаний о греческих богах по Гесиоду (в зале богов), из мифа о Прометее (в вестибюле) и из легенды о Троянской войне (в зале героев). Фрески в зале богов замечательны по благородству и обдуманности сочинении, в зале героев — по силе драматизма, буре страстей, волнующих выведенные на сцену лица. Исполнение этих композиций в красках, предоставленное ученикам Корнелиус Петер, страдает неровностью. Вообще их колорит отличается силой, доходящей до резкости и беспокойства; более других гармоничны по краскам фрески в зале героев. Еще до окончания этой работы (в 1830 г.) Корнелиус Петер получил от баварского короля два заказа: украсить фресками ложи Старой Пинакотеки и внутренность мюнхенской црк. св. Людовика, еще неоконченной постройкой. При исполнении первого заказа он избрал себе задачу изобразить главные моменты истории христианского искусства, начиная с его пробуждения в Средние Века и кончая его высшим расцветом, причем изготовил только картоны, а воспроизведение их в самих ложах предоставил Клеменсу Циммерману. Фрески в церкви св. Людовика, подготовительные работы к которым были начаты в 1836 г. в Риме, имеют сюжетом символ веры (лучшая картина цикла " Воскресение мертвых") и замечательны по силе концепции и по реализму характеристики лиц и положений, но слабы по письму. Третий период деятельности Корнелиус Петер начинается с 1840 г., в котором его пригласили стать во главе берлинской академии. Исполнив здесь по рисункам Шинкеля фрески в фойе старого музея (в 1843 г.), он приступил к главному и самому глубокомысленному труду всей своей жизни — к оставшимся только в набросках (наход. ныне в берлинской национальной галерее) — композициям для фресок в Кампо-Санто, в галереях в роде средневековых клуатров при усыпальнице членов королевской фамилии, в Берлине. Эти композиции, при их появлении, были приветствованы как высочайшие создания новейшего немецкого искусства, в особенности же две из них: "Вавилонская башня" и "Апокалиптические всадники". В 1843 г. Корнелиус Петер снова отправился в Рим, но работы постоянно призывали его назад в Берлин. Он приводил своих современников в беспредельное удивление величием и искренностью своих намерений, глубокой вдумчивостью в свои задачи и благородством фантазии. Художественная критика настоящего времени, имея перед глазами не самого художника, а лишь его произведения, относится к этим последним иначе и замечает громадную разницу между намерениями художника и их исполнением. Обладая мышлением, более развитым, чем чувство, он сосредотачивал в своих созданиях все свое внимание на идее, на содержании, не придавая никакого значения собственно художественной и технической сторонам дела. Вследствие этого перевеса идеи над способом и средствами ее воплощения произошло то, что, желая упростить эффект фресковой живописи, он перестал, наконец, писать красками и изготавливал лишь одноцветные картоны, воспроизведение которых в живописи предоставлял другим. Пренебрежение к технике распространялось даже на его рисунок: он не считал нужным пользоваться для него натурщиками, справляться с природой. Его образы, родившись в воображении, переходили на картины в том же виде, в каком сложились в нем, нередко в сухих, холодных и условных формах. Тем не менее, в истории искусства Корнелиус Петер принадлежит одно из выдающихся мест как художнику-философу, оказавшему сильное влияние на живопись его отечества. Ср. F ö rster, "Peter у. Cornelius" (Берл., 1874 г., 2 т.); Riegel, "C., der Meister deutscher Malerei" (2-е изд., Ганнов., 1870); его же, "Р. С., Festschrift zu des grossen K ü nstlers hundertstem Geburtstag" (Берл., 1883); A. v. Wolzogen, "P. v. C." (Берл., 1867); также Pecht, "Geschichte der M ü nchener Kunst" (Мюнх., 1888, стр. 67 и 104).

А. Н — в.

Смотрии так же...