Кораблевождение

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Кораблевождение — наука о том, как провести корабль из одного пункта в другой наивыгоднейшим и безопаснейшим путем. Она состоит из трех отделов: лоции, навигации и мореходной астрономии. Опасность для корабля представляют берега материка и островов и окружающие их рифы, мели, камни, а также и отдельные банки, лежащие в открытом море. Моря, прилегающие ко всем цивилизованным странам, подробно описаны, произведены промеры их глубин, наиболее опасные места обставлены маяками и иными предостерегательными знаками и этим морям составлены подробные карты, на которых нанесены очертание берегов, все острова, рифы, банки, мели и пр. опасности, маяки и знаки, глубины моря и грунт дна. Такое подробное описание морей и океанов, с указанием того, как пролагать по ним путь корабля, чтобы не только миновать опасности, но и примениться к господствующим ветрам и течениям, составляет предмет лоции (см.). Чтобы избрать наивыгоднейший путь и удостовериться, что корабль действительно идет по этому пути, необходимо иметь средства определять во всякий момент занимаемое им место и наносить это место на карту. При плавании в виду берегов место корабля может быть нанесено на карту по пеленгам (направление, по которому виден предмет с корабля), определяемым по компасу, или по углам между этими направлениями. Если берегов не видно или на них нет приметных пунктов, назначенных на карте, то, следя постоянно за курсом корабля и определяя по лагу его скорость, можно получить его место, отложив на карте от исходной точки пройденный кораблем путь или рассчитав его широту и долготу, зная широту и долготу исходной точки и пройденный кораблем путь. Совокупность способов определения места корабля на карте, пользуясь компасом и лагом, составляет предмет навигации (см.). При продолжительном плавании вне вида берегов, определение места по приемам навигации бывает ненадежно и неточно, в виду погрешностей компаса и лага, а главным образом — неизвестности скорости и направления морских течений, зачастую меняющихся от ветра, поэтому в плавании определяют по крайней мере раз в сутки, если погода не мешает, широту и долготу корабля из астрономических наблюдений. Совокупность служащих для этого способов и приемов составляет предмет мореходной астрономии (см.).

А. Крылов.

Смотрии так же...