Контрапункт

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Контрапункт (ит. Contrapunto, нем. Contrapunkt, франц. Contrepoint) — соединение нескольких мелодических самостоятельных голосов, отличающееся полным благозвучием. Разница между гармонией и Контрапункт та, что в первой голосоведение является следствием правильного чередования аккордов, а во втором аккорды являются следствием совпадения нескольких самостоятельных голосов. В гармонии на первом плане выбор аккордов, а на втором — голосоведение, не особенно рельефное. В Контрапункт на первом плане рельефность, самостоятельность голосоведения, а на втором — гармония. Контрапункт предшествовали орган (в конце Х ст.), параллельный (сочетание голосов в квартах, квинтах, октавах в прямом направлении), блуждающий (развился из предыдущего, вследствие прибавления других интервалов), фо-бурдон (сочетание голосов преимущественно в секстах и квартах). Одновременно с последним развился дискант, в котором видны попытки придать голосам большую самостоятельность, сообщая им противоположное движение (XII ст.). С развитием нотного письма явилось слово Контрапункт К нотам данной мелодии (Cantus firmus) приписывались ноты другой мелодии; нота (punсtus) одной мелодии ставилась против ноты другой. Этот процесс сопоставления нот — punctus contra punctum или нота (точка) против ноты (точки) — и получил название Контрапункт Сперва развился строгий Контрапункт, основанный на правильном отношении всех мелодических голосов к мелодии баса. В таком Контрапункт все голоса на сильных временах совпадают с басом в консонансах или в приготовленных диссонансах (синкопа), имеющих правильное разрешение на ступень вниз. На слабых временах допускаются тоже консонансы и плавно идущие диссонансы. Мелодия каждого голоса не может заключать в себе хода на хроматический полутон, увеличенных и уменьшенных интервалов, обеих септим и большой сексты. Свободный Контрапункт, развившийся позднее, основан не только на контрапунктических, но и на гармонических правилах. В нем допускаются на сильных временах диссонирующие аккорды; движение мелодии гораздо свободнее, в ней только запрещены ходы на увеличенные интервалы и септимы. Как строгий, так и свободный Контрапункт делятся на простой (всякое правильное контрапунктическое сочетание) и сложный, в котором голоса могут взаимно перемещаться при сохранении полного благозвучия, т. е. каждый голос может быть перенесен на октаву или другой интервал вверх или вниз; напр., партия дисканта может быть перенесена в бас, а партия баса — в дискант. По числу голосов, способных перемещаться, сложный Контрапункт называется двойным (два перемещающиеся голоса), тройным (три), четверным (четыре). На почве Контрапункт развились полифонические формы имитации, канона, фуги, фигурованного хорала и пр. Величайший композитор в области строгого Контрапункт — Палестрина (см.), в области свободного — И.-С. Бах (см.). Развитию контрапункта содействовали теоретики: Франкон Кельнский (1047—1083), Маркет Падуанский (XIII ст.), Иоанн Мурский (1300—1360), Иоанн Тинкторий (XV ст.), Иоган Фукс (XVII ст.), автор сочинения "Gradus ad Parnassum", Кирнбергер (XVIII ст.), новейшие: Ден, Керубини, Маркс, Рихтер и мн. др.

Н. Соловьев.

Смотрии так же...