Константин V Копроним

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Константин V Копроним или Каваллинвизантийский император (741—775), сын имп. Льва III, бывший, по византийскому обычаю, с малолетства соправителем своего отца. Константин V Копроним был одним из самых замечательных государей эпохи иконоборства (см.): исключительные таланты полководца соединялись в нем со способностями искусного политика. Приверженность к иконоборству, сделавшая из Константин V Копроним одного из самых выдающихся борцов этого движения, служит причиной того, что мы очень плохо осведомлены относительно истории Константин V Копроним: единственные наши источники, православные писатели — летописцы и агиографы — не поскупились на преувеличения и искажения, чтобы выставить характер и деятельность ненавистного им императора в самом невыгодном свете (им же Константин V Копроним обязан и прозванием Копронима, от κοπρός — навоз, нечистоты, — происшедшим оттого, что во время крещения Константин V Копроним будто бы осквернил купель нечистотами). Тотчас же по смерти отца, когда Константин V Копроним было всего около 22 лет, он должен был выдержать упорную борьбу с мужем своей сестры, начальником гвардии Артаваздом, приверженцем иконопочитания, напавшим на Константин V Копроним во время его похода в Малую Азию против арабов. Артавазд разбил и обратил в бегство Константин V Копроним, был провозглашен императором и два года властвовал над европейской половиной империи, между тем как большая часть азиатских провинций оставалась верна Константин V Копроним Наконец Константин V Копроним, одержав над сторонниками Артавазда ряд побед в Малой Азии, 2 июня 743 г. взял столицу, долго бывшую в осаде и сильно страдавшую от голода. Артавазд и его сыновья были ослеплены, многие из их сообщников казнены, и Константин V Копроним утвердил свою власть над всей империей. С тех пор начался длинный ряд войн с врагами, с двух сторон грозивших империи — с арабами на В и с болгарами и славянскими племенами на С. Уже в начале царствования Константин V Копроним, пользуясь смутами в государстве Омайядов, укрепил восточно-азиатскую границу и захватил несколько городов на границах Сирии. В 748 г. Константин V Копроним предупредил нападение арабов на Кипр, нанеся поражение их флоту. Борьба продолжалась и после утверждения в халифате династии Аббасидов (750), сосредоточиваясь преимущественно на защите границ, в общем успешной для византийцев. Для защиты государства от болгар и славян Константин V Копроним с самого начала царствования стал укреплять города на северной границе империи, заграждать горные проходы и селить во Фракии переведенных с арабской границы сирийцев и армян, считавшихся в Византии лучшими солдатами. В 755 г., однако, вспыхнула открытая война с болгарами; болгаро-славянские полчища опустошали окрестности Константинополя; они были оттеснены назад, а в следующем году им не удалось взять Фессалоники. В 758 г. Константин V Копроним покорил славян, живших в области р. Стримона, и переселил их в Малую Азию. В 760 г. он проник далеко вглубь Болгарии. Союзные с болгарами славянские племена отпали от них, и в 763 г. болгарский хан Телеш, близ г. Анхиала, потерпел страшное поражение. В 766 г. болгары поднялись снова; посланный против них флот потерпел крушение, и лишь в 774 г. Константин V Копроним вновь начал удачную кампанию против хана Церига, но она была прервана смертью Константин V Копроним (в сентябре 775 г.). Для поддержки византийских притязаний в Италии Константин V Копроним не имел достаточных сил. Северная и Средняя Италия были при нем окончательно отторгнуты от Восточной империи, сохранившей за собой лишь южную часть Апеннинского полуо-ва. В области церковной стремления Константин V Копроним, отчасти нашедшие себе выражение в постановлениях собора 754 г. (см. Иконоборство), не сводились только к иконоборству; отрицание иконопочитания было для Константин V Копроним только одной из форм тенденции к постановке внутренней, нравственной стороны религии на первый план, сравнительно с ее внешней, обрядовой стороной. Отсюда его борьба против таких якобы религиозных обычаев, как небритье бороды, отсюда закрытие им монастырей, отсюда его близость с павликианами (см.). Резкая оппозиция, вызванная на Востоке (в Сирии, Палестине, Египте) и на Западе (в Риме) постановлениями собора 754 г., привела Константин V Копроним — вообще склонного к вспышкам и крутым мерам, но едва ли заслуживающего названия кровожадного тирана, каким его стремятся выставить летописцы и агиографы — к гонениям против иконопочитателей (не ранее 761 г.), преимущественно монахов. Многих монахов лишали носов, ушей, рук и заключали в темницы; немногие, сравнительно, поплатились жизнью; таковы были, например, мученики Петр Влахернский, Андрей Критский, Стефан Новый, руководитель монашеской оппозиции против Константин V Копроним; кроме того, после открытия в Константинополе заговора иконопочитателей, был казнен патриарх Константин и несколько светских лиц. Иконоборческие меры Константин V Копроним, продолжавшиеся до конца его царствования, вызвали обширную эмиграцию как монахов, так и других иконопочитателей на юг Италии и на берега Черного моря. Из других мер Константин V Копроним важны по своим последствиям переселенческие меры: наполняя опустевшую (вследствие чумы 746—49 г.) столицу переселенцами из Малой Азии и собственной Греции, он охотно направлял в эти области славянских переселенцев. Иммиграция славян, и ранее уже оказавшая значительное влияние на экономические и социальные отношения империи (см. Лев III), принимает во время борьбы Константин V Копроним с болгарами настолько широкие размеры, что не без некоторого основания позволяет говорить об "ославянивании" Греции. См. хронографию Феофана и историю Никифора (издания указаны в ст. Иконоборство); житие Стефана Нового, в "Русско-византийских отрывках" В. Г. Васильевского ("Ж. M. H. Пр.", ч. 191, 1887 г., июнь, стр. 282—329); Schlosser, "Geschichte der bilderst ü rmenden Kaiser" (Франкфурт-на-Майне, 1812; устарелое соч.); Paparrigopoulo, "Histoire de la civilisation h ellé nique" (Париж, 1877, стр. 209—222).

Ф. С.

Смотрии так же...