Константин V Копроним или Каваллин — византийский император (741—775), сын имп. Льва III, бывший, по византийскому обычаю, с малолетства соправителем своего отца. Константин V Копроним был одним из самых замечательных государей эпохи иконоборства (см.): исключительные таланты полководца соединялись в нем со способностями искусного политика. Приверженность к иконоборству, сделавшая из Константин V Копроним одного из самых выдающихся борцов этого движения, служит причиной того, что мы очень плохо осведомлены относительно истории Константин V Копроним: единственные наши источники, православные писатели — летописцы и агиографы — не поскупились на преувеличения и искажения, чтобы выставить характер и деятельность ненавистного им императора в самом невыгодном свете (им же Константин V Копроним обязан и прозванием Копронима, от κοπρός — навоз, нечистоты, — происшедшим оттого, что во время крещения Константин V Копроним будто бы осквернил купель нечистотами). Тотчас же по смерти отца, когда Константин V Копроним было всего около 22 лет, он должен был выдержать упорную борьбу с мужем своей сестры, начальником гвардии Артаваздом, приверженцем иконопочитания, напавшим на Константин V Копроним во время его похода в Малую Азию против арабов. Артавазд разбил и обратил в бегство Константин V Копроним, был провозглашен императором и два года властвовал над европейской половиной империи, между тем как большая часть азиатских провинций оставалась верна Константин V Копроним Наконец Константин V Копроним, одержав над сторонниками Артавазда ряд побед в Малой Азии, 2 июня 743 г. взял столицу, долго бывшую в осаде и сильно страдавшую от голода. Артавазд и его сыновья были ослеплены, многие из их сообщников казнены, и Константин V Копроним утвердил свою власть над всей империей. С тех пор начался длинный ряд войн с врагами, с двух сторон грозивших империи — с арабами на В и с болгарами и славянскими племенами на С. Уже в начале царствования Константин V Копроним, пользуясь смутами в государстве Омайядов, укрепил восточно-азиатскую границу и захватил несколько городов на границах Сирии. В 748 г. Константин V Копроним предупредил нападение арабов на Кипр, нанеся поражение их флоту. Борьба продолжалась и после утверждения в халифате династии Аббасидов (750), сосредоточиваясь преимущественно на защите границ, в общем успешной для византийцев. Для защиты государства от болгар и славян Константин V Копроним с самого начала царствования стал укреплять города на северной границе империи, заграждать горные проходы и селить во Фракии переведенных с арабской границы сирийцев и армян, считавшихся в Византии лучшими солдатами. В 755 г., однако, вспыхнула открытая война с болгарами; болгаро-славянские полчища опустошали окрестности Константинополя; они были оттеснены назад, а в следующем году им не удалось взять Фессалоники. В 758 г. Константин V Копроним покорил славян, живших в области р. Стримона, и переселил их в Малую Азию. В 760 г. он проник далеко вглубь Болгарии. Союзные с болгарами славянские племена отпали от них, и в 763 г. болгарский хан Телеш, близ г. Анхиала, потерпел страшное поражение. В 766 г. болгары поднялись снова; посланный против них флот потерпел крушение, и лишь в 774 г. Константин V Копроним вновь начал удачную кампанию против хана Церига, но она была прервана смертью Константин V Копроним (в сентябре 775 г.). Для поддержки византийских притязаний в Италии Константин V Копроним не имел достаточных сил. Северная и Средняя Италия были при нем окончательно отторгнуты от Восточной империи, сохранившей за собой лишь южную часть Апеннинского полуо-ва. В области церковной стремления Константин V Копроним, отчасти нашедшие себе выражение в постановлениях собора 754 г. (см. Иконоборство), не сводились только к иконоборству; отрицание иконопочитания было для Константин V Копроним только одной из форм тенденции к постановке внутренней, нравственной стороны религии на первый план, сравнительно с ее внешней, обрядовой стороной. Отсюда его борьба против таких якобы религиозных обычаев, как небритье бороды, отсюда закрытие им монастырей, отсюда его близость с павликианами (см.). Резкая оппозиция, вызванная на Востоке (в Сирии, Палестине, Египте) и на Западе (в Риме) постановлениями собора 754 г., привела Константин V Копроним — вообще склонного к вспышкам и крутым мерам, но едва ли заслуживающего названия кровожадного тирана, каким его стремятся выставить летописцы и агиографы — к гонениям против иконопочитателей (не ранее 761 г.), преимущественно монахов. Многих монахов лишали носов, ушей, рук и заключали в темницы; немногие, сравнительно, поплатились жизнью; таковы были, например, мученики Петр Влахернский, Андрей Критский, Стефан Новый, руководитель монашеской оппозиции против Константин V Копроним; кроме того, после открытия в Константинополе заговора иконопочитателей, был казнен патриарх Константин и несколько светских лиц. Иконоборческие меры Константин V Копроним, продолжавшиеся до конца его царствования, вызвали обширную эмиграцию как монахов, так и других иконопочитателей на юг Италии и на берега Черного моря. Из других мер Константин V Копроним важны по своим последствиям переселенческие меры: наполняя опустевшую (вследствие чумы 746—49 г.) столицу переселенцами из Малой Азии и собственной Греции, он охотно направлял в эти области славянских переселенцев. Иммиграция славян, и ранее уже оказавшая значительное влияние на экономические и социальные отношения империи (см. Лев III), принимает во время борьбы Константин V Копроним с болгарами настолько широкие размеры, что не без некоторого основания позволяет говорить об "ославянивании" Греции. См. хронографию Феофана и историю Никифора (издания указаны в ст. Иконоборство); житие Стефана Нового, в "Русско-византийских отрывках" В. Г. Васильевского ("Ж. M. H. Пр.", ч. 191, 1887 г., июнь, стр. 282—329); Schlosser, "Geschichte der bilderst ü rmenden Kaiser" (Франкфурт-на-Майне, 1812; устарелое соч.); Paparrigopoulo, "Histoire de la civilisation h ellé nique" (Париж, 1877, стр. 209—222).
Ф. С.