Констан Альфонс

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

КонстанАльфонс (Constant, 1 816—75) — аббат, франц. писатель. Сын рабочего, он кончил курс в семинарии Saint-Sulpice, несколько лет был профессором семинарии и затем сделался священником. Беспокойный характер побуждает его постоянно менять приходы, а его религиозное свободомыслие, в соединении с крайним радикализмом в вопросах политических, навлекает на него цензуру духовных властей. В сочинении "La Bible de la libert é " (1840) он высказал, в весьма резкой форме, мысли революционно-коммунистического характера; обвиненный в подстрекательстве к бунту, он был приговорен к нескольким месяцам тюремного заключения. Та же кара постигла его и за другое сочинение, "La M è re de Dieu" (1844). После нескольких покаянных брошюр, Констан Альфонс издает анонимно резкий памфлет "La voix de la famine" (1846), где обвиняет правительство в эксплуатации народа и угрожает жакерией; памфлет этот стоил ему года тюремного заключения и штрафа в тысячи франков. Окончательно разойдясь с духовенством, Констан Альфонс после февральской революции слагает с себя духовное звание, пишет несколько брошюр коммунистического характера и издает, в том же духе, журнал "Tribun du Peuple". В то же время он вступает в брак с Ноемией Кадио, впоследствии, под псевдонимом Клод Виньон (Vignon), известной романисткой, публицисткой и скульпторшей. Через несколько лет, в течение которых Констан Альфонс написал и до сих пор сохранивший свое значение "Dictionnaire de la litt érature chré tienne" (1851), брак его, по требованию его жены, был расторгнут, а сам он впал в крайний мистицизм и занялся магией, которой и посвятил (под псевдонимом Eliplas Levis) несколько почти совершенно безумных сочинений (напр. "Dogmes et rituels de la haute magie", 1854). Незадолго до смерти, находясь в крайней бедности, Констан Альфонс в довольно унизительных выражениях заявил католической церкви о своем раскаянии в прежних религиозных заблуждениях. Наиболее видный представитель религиозного, мистического коммунизма (см.), Констан Альфонс выступает в своих сочинениях в качестве комментатора евангелия, а иногда и провозвестника истин, непосредственно ему открытых Богом. Истинное христианство, после смерти первых апостолов, должно было, по словам Констан Альфонс, прятаться в монастырях от развращающего влияния богатства. Позже, покинув монастыри, оно смешалось с толпой, всходило на костры с альбигойцами, вместе с Франциском Ассизским протестовало против собственности, поддерживало Гуса, устами Саванаролы поднимало к восстанию Флоренцию, вдохновляло Лютера и сделало своим избранником Томаса Мюнцера. "Грязный дух эгоистической собственности" проник в официальную церковь, как Иуда — в среду апостолов; духовенство затемнило смысл учения Христа, пророка бедности и братства, и этим отвратило от него бедные классы. "Когда народ поймет евангелие — он уверует". Рационалистическим объяснением чудес и символов Констан Альфонс надеялся примирить религию с наукой. Религия, по его мнению, прогрессирует и должна прогрессировать; единственная истинная религия — католицизм, которому и принадлежит в будущем господство над миром. Общественный строй тогда совершенно изменится: неравенство и бедность станут достоянием истории; вместо них воцарятся христианская любовь и имущественный коммунизм. Последний понимается Констан Альфонс то как полное отрицание частной собственности, то как союз труда, таланта и капитала (в духе учения Фурье). Переворот может обойтись без кровопролития, если собственники проникнутся духом христианского самоотречения: иначе дело дойдет и до насильственной экспроприации. Кроме имущественных, реформе подвергнутся и семейные отношения, причем место "проституции в браке" займет свобода любви. Всякое принуждение исчезнет, а наказание будет преобразовано в нравственную гигиену. Труд сделается привлекательным и необременительным. Будущий коммунистический строй Констан Альфонс рисовал в стихах и в прозе, особенно охотно представляя его себе как новое пришествие Христа. На Констан Альфонс заметно влияние Фурье, С. Симона (идея прогресса в применении к религии) и Ламенне ("демократическое" католичество, синтез веры и знания). Сам Констан Альфонс, называвший свое учение "неокатолическим коммунизмом", имел в среде низшего французского духовенства немало последователей и, между прочим, оказал влияние на Флору Тристан, Рене Дидье и др. Главнейшие сочинения Констан Альфонс, кроме названных выше: "Doctrines religieuses et sociales" (1841); "Le livre des larmes ou le Christ consolateur" (1845); "La V érité sur toutes les choses" (журнал, 1845 —46); "Les trois harmonies" (1845); "La Fête-Dieu ou le triomphe de la paix religieuse" (1845); "La dernière incarnation" (1846); "Le Testament de la liberté" (1848).

Н. Водовозов.

Смотрии так же...