Коносамент

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Коносамент или грузовая роспись (нем. Konnossement, англ. bill of lading, сокращенно B/L; франц. connaissement, police de cargaison, nolissement; итал. conoscimente, polizza di carico) — в морской торговле документ, которым шкипер удостоверяет, что принял от погрузчика известный груз и обязывается выдать его лицу, которому груз адресован, под условием получения провозных денег (фрахт), если последние не уплачены в гавани отправления. Некоторые законодательства (франц., бельг., голл., португ.) требуют, чтобы Коносамент был выдан в течение 24 часов по окончании нагрузки. Коносамент обычно выдается в нескольких экземплярах, причем одни законодательства (герм., англ., исп., финлянд.) предоставляют усмотрению сторон определить число экземпляров Коносамент, другие же (франц., бельг., голл.) устанавливают их минимум в 4. Русское законодательство требует, чтобы Коносамент был составлен по меньшей мере в двух образцах, из которых один, подписанный шкипером, выдается отправителю товара, а другой, подписанный как шкипером, так и отправителем, остается на корабле как грузовой документ. Содержание Коносамент определяется русским законодательством лишь в таможенном уставе, следов. — в фискальных интересах. В Коносамент должно быть обозначено: имя погрузчика или отправителя и кому товар адресован; место, откуда товар отправлен и куда к выгрузке назначен; имя корабля и шкипера; качество каждого товара, в каждом месте содержащегося; количество каждого товара; цена фрахта. Иностранные законодательства, а также финляндское, имеющие в виду прежде всего юридические отношения между шкипером, погрузчиком и адресатом товара, требуют еще обозначения знаков нагруженного товара и числа выданных экземпляров Коносамент При скудости законодательных определений, в русской морской торговле приняты общие начала, утвердившиеся в практике других стран. Коносамент может быть именной или на предъявителя (последнее не допускается законодательствами герм. и финл.); именной Коносамент может быть передаваем по передаточной или бланковой надписи. Коносамент рассматривается как представитель груза; отчуждение (заклад) его считается равносильным отчуждению (закладу) самого товара. Русская судебная практика признает, что Коносамент дает своему владельцу лишь право на получение товара, но не устанавливает права собственности и не служит безусловным доказательством против третьих лиц.

Коносамент развился из средневековой практики, существовавшей на Средиземном море: корабельный писец, обычно сопровождавший корабль, составлял всем принятым грузам роспись и отдельным отправителям выдавал из нее выписи, которые они пересылали своим адресатам, для легитимации их перед шкипером. С течением времени выпись из росписи развилась в самостоятельный документ, подписываемый самим шкипером (или, в крупных пароходных предприятиях — особо уполномоченными лицами). Правильному держателю Коносамент (дестинатор) в обмен на Коносамент шкипер обязан выдать в гавани назначения груз. Для этого достаточно предъявления одного лишь экземпляра Коносамент Если за получением груза явятся несколько правильных коносамент-держателей, то шкипер должен сложить товар на хранение у того, кого для этой цели изберут сами товаровладельцы или назначит подлежащая власть, а спор между держателями Коносамент передается на рассмотрение суда. При коллизии прав нескольких правильных коносамент-держателей преимущество отдается тому из них, к которому Коносамент раньше перешел от общего их правопредшественника. Коносамент, и только им, определяются юридические отношения между собственником корабля и получателем груза. Условия договора перевозки (цертепартия), заключенного между собственником корабля и грузоотправителем, не обязательны для грузополучателя, если они не включены в Коносамент Строгая ответственность собственника корабля обычно смягчается оговорками в Коносамент (напр., о тюке — "содержание неизвестно", о бочке с жидким содержимым — "без ответственности за целость"). Герм. торговое уложение прямо упоминает о таких оговорках.

В последние годы появился новый вид Коносамент, еще не воспринятый законодательствами — так наз. передаточный Коносамент (durchgehendes Konnossement, through-bill of lading). Выдающий Коносамент обязывается доставить данный груз в известную гавань, но на свой корабль принимает лишь часть его, для перевозки же остальной части обязывается от себя нанять чужие суда, которые могут быть и поименованы. Ответственность по такому Коносамент несет обычно собственник того корабля, на котором фактически перевозится груз. Коносамент имеет и значение таможенного документа. На все товары, привозимые из-за границы в порты Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей, должны быть представлены в таможни Коносамент; отсутствие Коносамент, несоответствие их установленным правилам или оказавшемуся по досмотру товару влечет за собой штраф (акциденция), в размере 10 коп. с пошлинного рубля. Не требуется представления Коносамент на товары, происходящие из турецких владений в Европе и Азии и привозимые на кораблях в черноморские, азовские и дунайские порты, а также на товары, принадлежащие шкиперу, экипажу или пассажирам. Коносамент подлежат оплате простым гербовым сбором в 10 коп. за каждый лист. Обозначение в Коносамент, откуда и куда груз отправляется, указывает и на национальность груза, которая нередко отлична от национальности корабля. Этим может быть предотвращен захват груза крейсерами или каперами.

Смотрии так же...