Кольридж, Самуэл-Тейлор

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Кольридж, Самуэл-Тейлор (Samuel-Taylor Coleridge) — знаменитый английский поэт и философ, один из главных представителей "озерной школы". Род. в 1772 г. последним из десяти детей своего отца, священника в Девоншире. 9 лет отправлен был в лондонскую школу Christ's Hospital, где провел безотрадное угрюмое детство, страдая от одиночества и подружившись лишь с одним из товарищей, знаменитым впоследствии Чарльзом Лэмбом. В 1791 г. Кольридж поступил в кембриджский университет, занимался одно время усердно классической литературой, но потом увлекся идеями французской революции и принужден был оставить Кембридж. Одинокий и беспомощный, он неожиданно для самого себя дал себя завербовать в солдаты и только через несколько месяцев освободился, при помощи друзей, вернулся в университет, где пробыл до 1794 г. Вскоре после окончания он сошелся в Бристоле с поэтом Соутеем и, вместе с ним и еще несколькими энтузиастами, основал политическое общество "пантисократия", которое задалось целью основать в Америке общину на новых рациональных началах. Из этого замысла, долго волновавшего поэта, ничего не вышло, так как друзья не имели достаточно денег, чтобы эмигрировать; в 1795 г. Кольридж и Соутей поселились в Бристоле и женились на двух сестрах Фрикер. Кольридж пришлось думать о заработке; публичные лекции, которые он читал с этой целью, полны были нападок на могущественного в то время Питта и изданы были под заглавием "Conciones ad populum". Материального успеха они не имели, точно также как предпринятое Кольридж издание еженедельной газеты "Watchman", имевшей в самом начале много подписчиков, благодаря красноречию Кольридж, объездившего несколько графств для пропаганды газеты. К числу многих неудавшихся попыток устроиться принадлежит также издание первого стихотворного сборника Кольридж "Juvenile poems" в (1796). Письма Кольридж за это время свидетельствуют о тяжких домашних обстоятельствах поэта, бедности и первых зачатках болезни, породивших у Кольридж роковую страсть к опиуму. В 1797 г. Кольридж переехал с семьей в деревню Альфоксден, и жил там по соседству с Вордсвортом и в постоянном общении с поэтом, с которым совершал бесконечные прогулки и экскурсии. К этому лучшему времени поэтического творчества Кольридж относятся стихотворение "Genevieve", "Kubla Khan", "Dark Ladie" и лучшие из его больших поэм "Ancient Mariner" и "Christabel". В 1798 г. Кольридж нашел издателя для первого издания своих знаменитых "Lyrical B allads", и на вырученные деньги сделал вместе с Вордсвортом и его сестрой путешествие в Германию, оказавшее громадное влияние на развитие его философского миросозерцания. В следующем году оба поэта объездили английские озера и Кольридж вынес оттуда глубокие впечатления красоты своей родины. В том же году Кольридж стал работать в "Morning Post"; его политические статьи отличались больше всего нападками на Питта; вскоре, однако, он изменил политике и поселился с семьей на озерах, недалеко от Вордсворта и Соутея; соседство трех сродных по духу поэтов привело к, придуманной "Edinburgh Review", кличке "озерной школы". Тем временем здоровье Кольридж пошатнулось, он ездил, на остров Мальту, но вернулся домой еще более расшатанный, и развившаяся наклонность к опиуму ослабляла его умственную деятельность. Поэтическое творчество его падало, и главным интересом периода между 1801—1816 гг. является издание "The friend" еженедельных очерков политического и философского содержания. Борьба с опиумом лишала его силы работать, к тому же он жил отдельно от семьи, у чужих. В нем совершился за эти годы религиозный переворот, он сделался верующим христианином и стал много писать по религиозным и философским вопросам. Все его прозаические произведения написаны в это время; главные из них "Two-Lay S e rmons" "Biographia Literaria", "Aids to Reflection", "Church and State", "Literary Remains" и религиозные размышления, озаглавленные "Confessions of an Inquiring Spirit". Кольридж pacпространял свои идеи и живым словом; его домик в Highgate был сборным пунктом лучших умов того времени, приезжавших слушать престарелого философа-поэта. Некоторый отголосок этих бесед сохранился в составленной его племянником и зятем книге "Table Talk". Кольридж умер в 1834 г. в Highgate, где жил так долго.

При жизни Кольридж его значение как философа и учителя затмевали все остальные свойства его таланта, но потомство видит в нем главным образом поэта, автора "Ancient Mariner", "Christabel" и других поэм, в которых странным образом перепутывается действительность с вымыслом. Кольридж представитель одной стороны английского романтизма, его стремления к чудесному. Его "Lyrical ballads", содержащие все его лучшие поэмы, задуманы были Кольридж вместе с Вордсвортом во время их юношеских скитаний по горам; они мечтали вдвоем о возрождении английской поэзии, погибающей в переживании псевдоклассических традиций XVIII в. Вордсворт (см.) избрал для себя область простой, повседневной жизни, задавшись целью внести поэзию в описание самых обыкновенных событий деревенского и городского быта, Кольридж же, наоборот, выбрал область событий и характеров фантастического или, по меньшей мере, романтического жанра, сообщая им человеческий интерес и то подобие действительности, которое побеждает инстинктивное неверие и увлекает читателей. Этот постепенный переход от действительности к чистой фантазии — основной прием Кольридж, магически действующий в "Ancient Mariner", где инциденты обыкновенного морского путешествия постепенно переходят в область чудесного, где естественное и сверхъестественное сливаются в неразрывное целое; английская критика справедливо утверждает, что со времени Шекспира не было столь "реальной фантастичности" в английской поэзии. Все баллады Кольридж имеют тот же характер фантастичности, коренящейся в национальных преданиях, и вся его поэзия проникнута характерным меланхолическим настроением и вдумчивым отношением к природе. В своих критических статьях и лекциях Кольридж обнаружил редкие качества критика-философа. Лучшие из его критических этюдов — это главы о Вордсворте в его "Biographia Literaria" и заметки о Шекспире в "Literary Rem a ins". С Вордсвортом он во многом расходился, был противником его теории о тождественности языка поэзии и прозы, но глубоко понимал его поэзию, и в своей статье высказал очень интересные и оригинальные мысли об истинном значении поэзии и происхождении размеренной, поэтической речи. В статьи о Шекспире, Кольридж внес новый метод изучения Шекспира, противоположный доктринальной критике доктора Джонсона, пытающийся подступить с психологическими объяснениями к творчеству Шекспира. Он первый разрушил распространенное в XVIII в. мнение об экстравагантности и разнузданности великого драматурга, и его разбор Гамлета лег в основание Шлегелевских комментариев. В философии Кольридж был проповедником трансцендентализма, явившегося как реакция против материализма XVIII в. Он всегда стремился к познанию основных принципов, к "исканию абсолютного". Его философские взгляды изложены главным образом в "Aids to Reflection", "The friend", "The Biographia Literaria" и составляли содержание его бесед в Highgate, воспроизведенных отчасти в "Table Talk". Во всех этих книгах Кольридж старается установить связь германской метафизики, к которой он сам примыкал, с классическим, априорным пониманием мира у Платона. Критика Кольридж, его стремление проследить в конкретных, ограниченных, видимых произведениях искусства смутную, невидимую и сравнительно бесконечную душу художника, составляют проповедь проникновения в явления, "покрытые завесой".

См. о Кольридж "Life of С.", Hall Caine, в изд. "Great Writers", с обширной библиографией; W. Poter, "Appreciations"; J. С. Shairp, "Studies in poetry and philosophy" и мн. др. Из произведений Кольридж целиком переведен на русский язык только "Старый матрос", Ф. Б. Миллером ("Библиотека Для Чтения", 1851, т. 108; перепечатано во 2-й части "Стихотворений" Миллера и в "Английских поэтах" Н. В. Гербеля), Н. Л. Пушкаревым "Свет и Тени" (1878) и А. Коринфским (СПб., 1893; премия журнала "Наше Время"). Отрывок из "Кристабель" перевел И. И. Козлов ("Сын Отечества", 1823, № 18 и в "Стихотворениях", перепечатано в "Английских поэтах" Гербеля).

З. Венгерова.

Смотрии так же...