Колосс

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Колосс (κολοσσος, colossus) — название, употребляемое для обозначения всякой статуи, превосходящей своими размерами натуру. Еще в глубокой древности египтяне олицетворяли в подобных статуях своих богов и царей, в намерении гигантизмом этих изображений выразить их величие. Они вырубали их колоссальные фигуры, в стоячем или в сидячем положении, из камня, нередко очень твердой породы, преимущественно для помещений в преддвериях храмов и по дорогам, ведущим к ним. Из бесчисленных Колосс, произведенных египетским искусством, достаточно будет указать на лежащего сфинкса, высеченного из целой скалы, неподалеку от мемфисских пирамид, на статуи фараона Рамсеса II, при входе в Ибсамбульский храм, и на так называемых Мемнонов (статуи матери и жены Аменхотепа III), близ деревни Мединет-Абу.

Древние греки также чествовали своих богов сооружением громадных их изваяний, каковы были, например, знаменитые произведения Фидия — бронзовая статуя Афины-Градохранительницы, стоявшая в афинском акрополе, хрисоэлефантинная статуя Афины-Девы, в Парфеноне, и такая же статуя Зевса, в его олимпийском храме, а также статуя Геры, исполненная Поликлетом, равным образом из золота и слоновой кости, для аргосского храма этой богини. Но все другие древнегреческие Колосс превосходил своею величиной Колосс родосский — бронзовая фигура Гелиоса, бога солнца, изваянная учеником Лисиппа, Харесом из Линдоса, в 280 г. до Рождества Христова Эта статуя, считавшаяся одним из семи чудес света, имела 32 м высоты и стояла в родосской гавани, но не так, как полагали еще недавно, т. е. не с расставленными над входом в гавань ногами, образовывавшими как бы ворота, через которые могли проходить даже большие корабли. Сооружение ее длилось 12 лет и стоило дороже 300 золотых талантов — суммы, вырученной от продажи материала, брошенного Димитрием Полиоркетом, когда ему надоело осаждать Родос. Будучи разрушена землетрясением, в 224 г., она удивляла своей массивностью еще современников Плиния ("Hist. Natur.", XXXIV, 18). В VII столетии нашей эры арабский полководец Муавиах, после завоевания Родоса, продал обломки этой статуи некоему эдесскому еврею; для их перевозки ему понадобилось до 900 верблюдов.

Из древнеримских Колосс в особенности заслуживает внимания бронзовая статуя Нерона, высотой в 40 м, воздвигнутая, по приказанию этого императора, скульптором Зенодором, в Риме, на "Священном пути", переименованная, после смерти Нерона, в статую Солнца, а потом превращенная в статую императора Коммода.

Средневековая пластика не производила Колосс, и они стали снова появляться лишь с эпохи Возрождения. Между новейшими Колосс, наиболее замечательны бронзовые статуи Карла Борромео, в Ароне, на Лаго-Маджоре (произведение скульптора Черани, исполненное в 1697 г.), Богоматери, в Пюи (известная под названием No t re-Dame de France, работы Боннасье, 1860 г.), памятник Герману, близ Детмольда (работы Э. фон-Банделя, 1875 г.), национальный памятник немецких побед 1870—71 гг., воздвигнутый в 1877 г. в Нидервальде (работы И. Шиллинга), и статуя Свободы, освещающей мир, в Нью-Йорке (работы Бартольди, 1878—86 гг.).

А. С-в.

Смотрии так же...