Кол, орудие казни

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Кол, орудие казни — укрепленный в земле вертикальный кол, с заостренным верхним концом; у запорожцев представлял собой деревянный столб, высотой в аршин и более, наверху которого укреплялся железный шпиль в 2 аршина длины. При сажании на Кол, последний входил во внутренности все глубже и глубже и, наконец, высовывался наружу или между лопатками, или в груди. Иногда на Кол делалась горизонтальная перекладина, чтобы он не мог войти глубоко; тогда наступление смерти замедлялось. Посаженные на Кол умирали лишь через полдня или целый день, даже через 2—3 дня; при этом они могли сохранять полное сознание и нередко, сидя на Кол, подвергались еще допросам, иногда даже приобщались св. тайн. Посажение на Кол — одна из древнейших форм смертной казни. Византийские историки указывают на распространение этой мучительной казни у древних славян. По словам Льва Диакона, Святослав, взяв город Филиппополь, посадил на Кол 20 тысяч жителей его; существование этой казни у славян подтверждает и Прокопий. В московской Руси посажение на Кол практиковалось с XVI в., особенно же в смутное время, главным образом по отношению к изменникам и бунтовщикам; в 1718 г. Петр I подверг этой казни ненавистного ему Степана Глебова. В 1738 г. посажен был на Кол самозванец Миницкий и его сообщник, священник Могила. У запорожцев острая "паля" применялась до самого конца существования сечи, в особенно же широких размерах в эпоху борьбы с поляками. От татар и турок казнь эта перешла и к западноевропейским народам, приходившим с ними в соприкосновение, например к австрийцам. Наряду с сажанием на Кол практиковалось и пробитие Кол, а именно в Индии, а также в Германии, где оно было в обычае как наказание за конокрадство, изнасилование и детоубийство. В случае изнасилования, заостренный дубовый Кол ставили на грудь преступника и вбивали: первые три удара делала жертва преступления, остальные палач.

Ср. А. Д-ский, "Система карательных мер в Запорожье" ("Киевская Старина" 1893 г., № 2).

А. Я.

Смотрии так же...