Кокцеюс

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Кокцеюс (Иоанн Coccejus, собственно Koch или Koken, 1603 — 1669) — реформатский богослов, уроженец Бремена, где с 1629 г. был профессором библейской филологии в реформатской академии, в 1636 г. перешел в университет в Франекер, с 1650 г. был профессором догматики в Лейдене. В противоположность схоластике, утвердившейся в реформатском богословии со времени синода в Дортрехте (см.), Кокцеюс положил начало строго библейскому направлению, составив и первый полный словарь древнееврейского языка: "Lexicon et commentarius sermonis Hebraici et Ch a ldaici Veteris Testamenti" (Лейден, 1669; издание обработанное Маи, Лейден, 1714, Шульцем, 2 т., Лейпциг, 1777; 2 изд. 1796). Кокцеюс — творец своеобразной богословской системы, известной под названием "федерального богословия" (theologia foederalis), которую он изложил в своей "Summa doctrinae de foedere et testamento Dei" (Лейпциг, 1648; 5 изд. 1683). Система эта, основные черты которой были намечены и Кальвином, рассматривает различные ступени откровенной религии благодати, как последовательные союзы между Богом и человеком. Первоначально имел место "союз дел" (foedus naturae seu operum), т. е. то отношение человека к Богу, которое, вне искупительного откровения и благодати, нашло свое осуществление до грехопадения; затем следует "союз благодати" (foedus grat i ae), т. е. основанное на откровении отношение человека к Богу после грехопадения. "Союз благодати" прошел три стадии развития: до закона (foedus gratiae ante legem), под законом (sub lege), после закона или под евангелием (post legem sive sub evangelio). Требуя истинного благочестия, Кокцеюс выступил ревностным противником застывшей ортодоксии, главным представителем которой был в Голландии утрехтский профессор Вутиус (Gisbert Vo ë tius, 1588 — 1676). Возникшие, таким образом, церковные партии кокцеянцев и вутианцев имели в то же время и политический характер, так как первые стояли на стороне аристократическо-республиканской партии, вторые же на стороне оранской. Собрание сочинений Кокцеюс издано его сыном И. Г. Кокцеюс (8 т., Амстердам, 1673—75; 10 т., 1701); позднее напечатана и его "Opera anecdota" (2 т., Амстердам, 1706). Ср. Ritschl, "Geschichte des Pietismus" (Бонн, 1880, т. 1, стр. 150).

Смотрии так же...