Клад

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КЛА
КЛЕ
КЛЁ
КЛИ
КЛО
КЛУ
КЛЫ
КЛЬ
КЛЭ
КЛЮ
КЛЯ

Клад — Юристы разумеют под этим именем всякую скрытую вещь, собственник которой неизвестен и на отыскание которого не может быть надежды. Определение русского закона: "сокрытое в земле сокровище" (ст. 430 т, X., ч. 1) слишком узко. Клад может быть скрыт в стене дома или в какой-нибудь движимой вещи, например статуе. Другие законодательства не знают такого ограничения [Наиболее полно определение остзейских законов: "Клад признаются все ценные вещи, зарытые в землю, вделанные в стену или иным образом скрытые, собственник которых уже более неизвестен за продолжительностью истекшего времени" (ст. 744).]. Отсутствие возможности узнать собственника отличает Клад от находки (см.). При решение вопроса о том, кому должен принадлежать найденный Клад, сталкиваются права собственника вещи, в которой найден Клад, и лица, нашедшего Клад Раннее римское право признавало собственником Клад лишь собственника вещи, в которой Клад найден. То же постановляет русское право: "Клад принадлежит владельцу земли и без позволения его не только частными лицами, но и местным начальством отыскиваем быть не может". По Юстинианову праву, половина Клад принадлежит собственнику, половина — нашедшему. Новейшие законодательства колеблются между точкой зрения на Клад как на добычу, захват бесхозяйных вещей, и признанием за собственником исключительного права на вещь, со всеми ее принадлежностями и случайными приращениями. Принимая вышеуказанный юстиниановский компромисс, они ставят, однако, некоторые ограничения для приобретения половины Клад нашедшим его лицом. Так, прусское право лишает нашедшего Клад этой доли в пользу казны, если Клад был отыскан без позволения собственника, с употреблением магических средств или с нарушением законов. Французское право признает Клад лишь вещь, отысканную случайно (par le pur effet du hasard), a не намеренно; в последнем случае он весь принадлежит собственнику. Составители проекта общегерманского гражданского уложения отказываются от этих и подобных ограничений, считая их ни на чем не основанными: они устанавливают общим правилом, что половина Клад принадлежит собственнику вещи, половина — нашедшему. Таково и постановление наших законов для Черниговской и Полтавской губерний. Постановление остзейских законов вносят в правило ограничения, подобные упомянутым выше (ст. 744—748 Свода местных узаконений губерний Прибалтийских). Право казны на Клад в настоящее время ни одно законодательство не признает, так что Клад, найденный самим собственником вещи, принадлежит ему целиком. Лишь в русских законах существуют ограничения, сделанные в интересах охранения древностей от уничтожения и изложенные в "Положении об Императорской Археографической Комиссии" (см. пр. к ст. 539, т. X, ч. 1).

В. Н.

Закапывание сокровищ в землю с целью скрыть их от посторонних людей существовало у всех народов и с давних времен. По еврейскому преданию, упоминаемое в Библии (Левит., XIV, 33 и сл.) появление проказы на стенах домов означало, что на том месте зарыт Клад В средневековых легендах находится много различных преданий о кладах, между прочим, о сокровище, найденном "римским императором Филиппом", которого легенды делают первым христианином на престоле императоров: во время сна Филиппа из него вышла душа в виде червяка и направилась в какую-то пещеру, куда ее проследил спутник Филиппа и где потом и найден был Клад, пожертвованный Филиппом престолу апостола Петра. Вообще, легенда о нахождении Клад, причем душа выходит из тела спящего в зооморфическом образе (к распространенным принадлежит образ мыши), встречается у самых различных народов, например у вотяков. В русском народе особенно много преданий и рассказов о Клад, что объясняется множеством действительно зарытых в давние времена и потом найденных сокровищ. Всего чаще находили их в южной России, так как этот край в продолжение многих столетий был ареной непрерывных войн и восстаний, во время которых жители, спасаясь бегством, зарывали имущества свои в землю. В Приволжском крае, в прежнее время покрытом непроходимыми лесами, разбойники прятали награбленные сокровища: так, есть предания о Клад Разина, разбойника Кудеяра и др. В старину у нас даже цари, князья и духовенство занимались отыскиванием кладов. Царь Иван Грозный открыл Клад в новгородской Софийской церкви; царевна Екатерина Алексеевна, сестра Петра I, отличалась особенной любовью к кладоискательству. При Петре I дважды приезжал в Россию некий "венгренин" Михайло Иванов с сыном; он под величайшим секретом передавал, что в венгерской земле, близ города "Девы", находится гора, в которой зарыта несметные сокровища царями Дарием и Траяном во время войны их с Александром Македонским; теперь же к нему, Михайле, явился ангел Божий и, указав место, где зарыт Клад, велел сказать о нем только царю благочестивой христианской державы (т. е. русскому). Петр Великий послал надежного человека для исследования дела; но все кончилось тем, что сын Михайлы, с товарищами, напал на царского посланного и ограбил его. В это же время правительство начало обращать внимание на зарытые в землю сокровища, как важные в научном отношении, рассматривая находимые вещи как принадлежность казны и обещая награду за находку. При императрице Екатерине II право собственности владельца земли распространено на все сокрытое в ее недрах. На землях казенных и общественных исключительное право производить раскопки для отыскивания Клад принадлежит, с 1889 г., Императорской Археографической Комиссии.

В языческие времена вера русского народа в существование Клад находилась в связи с мифическими воззрениями. В былинах и сказках говорится о Клад, сокрытых в лесах, оврагах, горах и охраняемых злым существом — Кощеем-Бессмертным, Змеем-горынычем, Тугарином-Змеевичем. После принятия христианства хранителем Клад является бес, соблазняющий неопытных людей на погибель души христианской. Главным образом зарывают Клад разбойники, произнося при этом заклятия, на определенное время или навсегда. Бывает такое заклятие: достаться такой-то (по счету) голове, например третьей или пятой, т. е. чтобы два или четыре человека погибли при попытке овладеть Клад, а достался бы он следующему по счету искателю. Вырыть Клад, зарытые на вечные времена (а положенные на срок — до срока), невозможно, так как они не даются. Все вообще Клад выходят из земли весной под большие праздники: раскрываются горы и обнаруживаются большие пещеры, где зарыты Клад Тогда, имея разрыв-травы, можно достать всякий Клад, сказав только: "аминь, аминь, рассыпься". По др. рассказам, кладоискатели вступают в переговоры с хранителем Клад (сатаной) и, дав в залог свою душу, берут на известный срок любую сумму денег. Когда кончается время срочного Клад, он выходит на поверхность земли, принимая иногда вид старика, иногда петуха или др. животных, которые от прикосновения к ним рассыпаются в серебро или золото. Очень часто на том месте, где зарыт Клад, горит огонек. Клад можно взять только с молитвой; он достается тому, кто "не обманет Бога", а именно, кто, заприметив Клад, скажет трижды: чур, мой Клад, с Богом пополам (обет пожертвовать половину в пользу церкви или на иное богоугодное дело); кто скажет не искренне, тому Клад никак не достанется. Добывание Клад без знания условий заклятья, особенно же охраняемых нечистой силой, нередко сопряжено с большими опасностями; самое главное — не сробеть: сробел — все пропало. Человек, хранящий у себя за кожей левой ладони цветок папоротника, может узнать, где находится Клад; поэтому черти всячески пугают смельчаков, отправляющихся в ночь под Ивана Купала за цветком папоротника. Если, несмотря на все страшные видения, храбрец сорвет цветок, то черти прибегают к обману, хитрости и обыкновенно отнимают у него цветок. По одному рассказу, для открытия и завладения Клад прежде всего необходимо отслужить молебен св. Иоанну Новгородскому, затем, открыв Клад, окурить ладаном и окропить святой богоявленской водой. Кладоискатели имеют так называемые "вызывные книги", заключающие в себе заклинательные молитвы, иногда также особые записи и чертежи, вероятно, составленные под влиянием устных преданий о Клад Вера крестьян в Клад, поддерживаемая действительно случающимися находками, так велика, что часто встречаются страстные кладоискатели, увлекающиеся до расстройства хозяйства, а иногда плачевно оканчивающие жизнь.

Ср. S. Prato, "La leggenda del tesoro di Rampsinite nelle vane redazioni italiani e straniere" (Комо, 1882; рецензия А. Веселовского в "Ж. М. Н. Пр.", 1882 г., № 11); Витевский, "Клад и кладоискание на Руси" ("Известия Общества археологии, истории и этнографии при казанском университете", т. XI, вып. 5, Казань, 1893); П. И(ванов), "Народные рассказы о кладах" ("Харьковский Сборник", вып. 4, Харьков, 1890); Орлов, "Исследование окрестностей Волынской губернии" (Житомир, 1885); Беляшевский, "Монетные Клад Киевской губернии" (Клад, 1889); Н. Оглоблин, "Раскопка Клад в Можайске в 1702 г." ("Вестник Археологии и Истории", вып. VII, СПб., 1888); Квашнин-Самарин, "О кладоискателях в Зубцовском уезде" ("Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии", XIII, кн. 3, М., 1874).

Ф. Я.

Смотрии так же...