Каченовский Михаил Трофимович

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЮ
КАЯ

Каченовский Михаил Трофимович — журналист и профессор, род. 1 ноября 1775 г. в Харькове. Отец его, Трофим Демьянович Качони, был грек, выселившийся из Балаклавы и приписавшийся к мещанскому обществу г. Харькова. Рано лишившись отца, Каченовский Михаил Трофимович при помощи добрых людей был пристроен в Харьковский коллегиум, 13 лет кончил курс в этом среднеучебном заведении и поступил урядником в Екатеринославское казачье ополчение. Пять лет спустя он перешел в Харьковский губернский магистрат канцеляристом, но через два года (1795) опять вернулся в военную службу. Получив (1798) должность квартирмейстера, Каченовский Михаил Трофимович попал под суд по обвинению в недочете казенного пороха, но был оправдан. В 1799 и 1801 гг. он выступил в журнале "Иппокрена" с несколькими оригинальными и переводными статьями, написанными в духе тогдашнего сентиментализма. Сидя под арестом во время следствия, Каченовский Михаил Трофимович прочел сочинения Болтина, возбудившие в нем мысль о критической разработке источников русской истории. Вскоре по оставлении военной службы (1801) Каченовский Михаил Трофимович сделался известен гр. Алексею Кирилловичу Разумовскому и скоро поступил к нему библиотекарем. Получив место попечителя Московского унив., гр. Разумовский привез с собою Каченовский Михаил Трофимович в Москву и сделал его правителем своей личной канцелярии. С этих пор Каченовский Михаил Трофимович начинает усиленно работать для журналов. Из "Новостей русской литературы" (1803) он переходит в "Вестник Европы" (1804), только что оставленный Карамзиным для исторических занятий. Фактически, а с 1805 г. и формально, Каченовский Михаил Трофимович становится редактором-издателем "Вестника Европы", которым и заведует до его прекращения в 1830 г. (о Каченовский Михаил Трофимович, как журналист, см. "Вестник Европы"). В 1805 г. отставной квартирмейстер получает ученую степень магистра философии, в следующем году становится доктором философии и изящных искусств, в 1810 г. экстраординарным, а в 1811 г. — ординарным профессором. До 1821 г. Каченовский Михаил Трофимович преподавал теорию изящных искусств и археологию, затем перешел на кафедру истории, статистики и географии и оставался на ней до введения устава 1835 г. (в 1830-1831 г. преподавал, сверх того, российскую словесность, а также всеобщую историю и статистику). Последние семь лет своей жизни Каченовский Михаил Трофимович занимал кафедру истории и литературы славянских наречий. Ясный и трезвый природный ум и деловитость, приобретенная на службе, не могли заменить Каченовский Михаил Трофимович школьной подготовки. При всей своей разнообразной начитанности он не мог сделаться самостоятельным ученым ни в одной из тех отраслей знания, которых ему так много пришлось переменить в течение своей профессорской карьеры. То же приходится сказать и о занятиях Каченовский Михаил Трофимович русской историей, его любимым предметом, к которому он всего охотнее возвращался. До назначения на кафедру русской истории его исторические статьи не носят никаких следов самостоятельного изучения предмета; он просто популяризирует Шлёцера и прилагает его общую точку зрения к суждениям о частных вопросах. Как последователь критического направления Шлёцера, он является противником националистического взгляда Карамзина и восстает против изображения прошлого в чертах современности. В 20-х годах Каченовский Михаил Трофимович начинает специальнее заниматься источниками русской истории. Под влиянием Нибура он ставит своей целью освободить историю от тех черт, которые внесены в источники позднее изображаемого в них периода и поэтому недостоверны. Древний период истории представляется Каченовский Михаил Трофимович состоянием полной дикости. Вслед за Шлёцером он подозревал и прежде, что древнейшая Русь не знала ни письмен, ни торговли и денежных знаков; но, исходя от этой мысли, Каченовский Михаил Трофимович идет теперь гораздо дальше Шлёцера. Свои собственные оригинальные рассуждения он основывает на неудачной догадке, что денежные знаки, упоминаемые в наших древних юридических и исторических памятниках ("Русская Правда" и "Летопись"), перешли на Русь только в XIII в., от более цивилизованной Ганзы ("О кожаных деньгах"). Из этой догадки Каченовский Михаил Трофимович делает смелый вывод, что и самые источники, употребляющие эту денежную систему, составлены не ранее ХIII в. Попытку доказать этот вывод ученым образом Каченовский Михаил Трофимович сделал в другом своем исследовании, о "Русской Правде". Здесь он доказывает, что ни законов, ни городских общин, которые могли бы издавать законы, не существовало до XIII-XIV в. не только в России, но и в остальной Европе. Окончательных своих заключений Каченовский Михаил Трофимович не решался договорить в названных ученых работах; но он излагал эти заключения на лекциях студентам. Вся древняя русская история баснословна, потому что источники этой истории подделаны не ранее XIII в. Выводы Каченовский Михаил Трофимович совпали с новыми идеями исторической и философской критики. Молодое поколение с жадностью ухватилось за эти выводы; слушатели развили его положения в ряде статей, напечатанных Каченовский Михаил Трофимович; имя Каченовский Михаил Трофимович на несколько лет сделалось чрезвычайно популярным (см. Скептическая школа). Популярность эта, однако, скоро прошла, так как по форме лекции Каченовский Михаил Трофимович были довольно сухи и монотонны, а по содержанию далеко не были тождественны с философскими идеями, которыми увлекалась молодежь. Наиболее талантливые из временных последователей Каченовский Михаил Трофимович печатно отметили разницу между "формальной" критикой Шлёцера, на которой остановился их учитель, и "реальной" критикой, вытекавшей из современного им мировоззрения. С той и другой точки зрения летопись можно было признать недостоверной; но "формальная" критика Каченовский Михаил Трофимович доказывала это тем, что летопись есть подлог, сделанный в XIII ст., а "реальная" критика лучших последователей Каченовский Михаил Трофимович выводила недостоверность памятника из самых свойств младенческого миросозерцания его автора. Летописные легенды они считали не "выдумкой", которую надо обличить, а "мифом", который требует объяснения. Одновременно с философской несостоятельностью основных принципов Каченовский Михаил Трофимович была обнаружена и научная ошибочность его ученых выводов — Погодиным и Бутковым. Некоторые из противников Каченовский Михаил Трофимович отвергали его выводы не только во имя науки, но и во имя патриотизма. В глазах Каченовский Михаил Трофимович составитель летописи был обманщиком; Погодин приглашал студентов молиться ему, как святому. Во имя авторитета седой старины должен был замолкнуть свободный голос критики. Замена научного вопроса вопросом о благонадежности отразилась на самом положении Каченовский Михаил Трофимович в университете: при введении нового устава министр Уваров перевел Каченовский Михаил Трофимович на кафедру славян. наречий, а кафедру русской истории отдал Погодину. Такой поворот дела обеспечил Каченовский Михаил Трофимович покровительство просвещенного попечителя Московского унив., гр. Строгонова; молодые профессора 30-х годов также относились к нему с почтительным сочувствием, но сочувствие это оставалось платоническим. Служебные привычки Каченовский Михаил Трофимович делали его совершенно неподходящим к общественной атмосфере 30-х гг., а по складу своих воззрений он оставался чужд новым литературным и философским идеям. Каченовский Михаил Трофимович умер 19 апреля 1842 г., сильно опустившийся и почти одинокий.

Биографические и библиографические сведения о Каченовский Михаил Трофимович см. в некрологе И. И. Давыдова, ("Московские ведомости", 1842, № 37, 9 мая); Геннади, "Справочн. словарь о русских писателях" (т. II); Н. П. Барсуков, "М. Т. Каченовский Михаил Трофимович" ("Русская старина", 1889, октябрь); Вл. Мих. Каченовский Михаил Трофимович (сын М. Т.), "Мих. Троф. Каченовский Михаил Трофимович "("Русская старина", 1890, июнь); его же (более подробные данные), в "Библиографических записках" (М., 1892, №№ 4 и 5); В. С. Иконников, "Скептическая школа в русской историографии и ее противники" ("Киев. унив. известия",1871, №№ 9-11); А. А. Кочубинский, "Начальные годы русского славяноведения" (стр. 40-50, занятия Каченовский Михаил Трофимович славянством); Н. Барсуков, "Жизнь и труды М. П. Погодина" (passim).

П. Милюков.

Смотрии так же...