Каргатыгин Василий Андреевич — знаменитый русский трагик, сын Андрея Каргатыгин Василий Андреевич (см. выше). Род. 26 февраля 1802 г., умер 13 марта 1853 г. Учился в Горном корпусе и затем служил в департаменте внешней торговли. Домашние спектакли в доме его отца, знакомство с Катениным и кн. Шаховским привлекли его к театру. Кн. Шаховской старался создать из него артиста в традициях господствовавшей тогда напыщенной манеры игры, что и оставило в нем следы на всю жизнь. Более благодетельно для Каргатыгин Василий Андреевич было влияние П. А. Катенина, познакомившего его с греч. и латинскими классиками и с лучшими произведениями франц. литературы. Дебюты Каргатыгин Василий Андреевич на спб. Имп. сцене в 1820 г. в ролях Фингала (траг. Озерова), Эдипа ("Эдип в Афинах" Грузинцева), Танкреда и Пожарского (траг. Крюковского) были весьма удачны. Уже одна величественная фигура Каргатыгин Василий Андреевич и выразительное лицо его производили огромное впечатление на зрителей. Белинский передает, что театр дрожал от рукоплесканий, когда Велизария, увенчанного лаврами, везут в триумфальной колеснице, а между тем Каргатыгин Василий Андреевич не говорил при этом ни одного слова. Сначала Каргатыгин Василий Андреевич играл в классической трагедии; затем с 1828 г. проникает на нашу сцену романтизм, и Каргатыгин Василий Андреевич играет героев новой франц. драмы; наконец, он переходит к Шекспиру, играет Гамлета, Лира, Отелло, Кориолана. Роль Карла Моора ("Разбойники" Шиллера) вызвала переворот в артистической деятельности Каргатыгин Василий Андреевич Замечательно трудолюбивый, он исполнял несколько десятков ролей самого разнообразного и серьезного репертуара. Дарование Каргатыгин Василий Андреевич не природное, а выработано всесторонним и глубоким изучением предмета; он с одинаковым успехом исполнял совершенно противоположные по характеру роли (перечень у Бураковского: "Очерки истории русской сцены", стр. 50). Каргатыгин Василий Андреевич уступал знаменитому своему современнику, Мочалову, в глубине чувства, но превосходил его совершенством техники. Лучшими его ролями были Людовик XI и Лейчестер ("Марии Стюарт). У Вольфа ("Хроника спб. театров", ч. I, стр. XLIV) указаны 37 переводных комедий и драм Каргатыгин Василий Андреевич, шедших на императорской сцене, между прочим — несколько драм Дюма, "Лир" и "Кориолан" Шекспира, "Мессинская невеста" Шиллера и др. Некоторые переводы Каргатыгин Василий Андреевич исполнются поныне ("Графиня Клара д'Обервиль"); немногие изданы: "Двое за четверых" (в стих., СПб., 1827); "Женатый философ" (то же) и др. Ср. В. В. В., "Портретная галерея русских сценических артистов" ("Репертуар", 1841, приложение, и 1843); "Воспоминания" Булгарина ("Северная пчела", 1853, №№ 61 и 64) и H. Рамазанова ("Москвитянин", 1853, № 12); В. Стоюнин, "Первое сценическое образование Каргатыгин Василий Андреевич" ("Музыкальный и театр. вестник", 1856, №№ 1 и 27); "Иллюстрированный альманах журнала Мода" (СПб., 1857); Каргатыгин Василий Андреевич Тагильский, "Воспоминание о Каргатыгин Василий Андреевич" (СПб., 1858, из газ. "Золотое Руно"); Г. Максимов, "Свет и тени" (СПб., 1878, гл. I): "Записки" С. Жихарева, Ф. Вигеля, П. Каратыгина, Р. Зотова, Ив. Панаева, Кс. Полевого; Белинский, "Сочинения" (I-III и IX); "Письма Каргатыгин Василий Андреевич к П. А. Катенину, 1825 и 1837" ("Русская старина", 1880, т. XXIX), также "СПб. ведомости" (1871, № 130) и в брошюре "Из бумаг кн. В. Ф. Одоевского" (из "Русского архива", 1864, №№ 7 и 8); "Первый дебют В. А. Каргатыгин Василий Андреевич" и "Последние дни В. А. Каргатыгин Василий Андреевич" ("Русская старина", 1889, июль); "Русские бывшие деятели" (изд. Баумана, т. II); "Хроника спб. театров" Вольфа (СПб., 1877, ч. I); Бураковский, "Очерк истории русской сцены" (СПб., 18 7 7, стр. 39-53).
Ум.