Канон церковный

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЮ
КАЯ

Канон церковный (греч. κανών, буквально — прямой шест — всякая мера, определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник). I. В Древней Греции композиторы, грамматики, философы, медики этим словом называли свод основных положений или правил по своей специальности, имевших аксиоматический или догматический характер (то, что позже, в эпоху схоластики, наз. summa, напр. summa philosophiae). У древних греческих юристов κανών означал то же, что у юристов римских regula juris — краткое положение, тезис, извлеченный из действующего права и представляющий схему для решения того или другого частного юридического вопроса. II. Во времена христианства это название прежде всего, еще в эпоху апостолов (Галат. VI, 16; Филип. III, 16), было усвоено тем правилам церковным, которые происходили от самого И. Христа и апостолов, или были установлены церковью в пределах данных ей от И. Христа и апостолов полномочий, или, наконец, были установлены хотя и государством, но применительно к основанной на божественных заповедях компетенции собственно церковной. Имея форму положительных определений и нося на себе внешнюю церковную санкцию, эти правила назывались Канон церковный в отличие от тех постановлений о церкви, которые, исходя от власти государственной, охраняются ее санкцией и осуществляются ее силой. Последним в юридической греко-римской литературе усвояется название закона — νόμος, общее со всеми законами государства. По мнению византийских канонистов (Вальсамона, Властаря и др.), а также некоторых новейших ученых, каноны имеют большую силу, чем законы, так как послание издавались только греко-римскими императорами, а каноны — святыми отцами церкви, с утверждения императоров, вследствие чего Канон церковный принадлежит авторитет обеих властей — церковной и государственной. В обширном смысле Канон церковный называются все постановления церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества, а иногда и творения отдельных отцов церкви (напр. Κανών έκκλησιαστικός Климента Александрийского). После того, как церковь стала свое вероучение излагать в общецерковных символах, слово Канон церковный получило более специальное значение — постановления вселенского собора, относящегося к устройству церкви, ee управлению, учреждениям, дисциплине и жизни. В этом значении слово Канон церковный окончательно узаконено 1 и 2 правилами Трулльского собора. Поэтому в сборниках церковных Канон церковный хотя находятся и символы, и догматы, но лишь настолько, насколько они входят в состав определений соборов. Затем обыкновенно различают Канон церковный всеобщие (καθολικοί, γενικοι κανόνες) и частные, или местные (τοπικοί, ίδικοί κανόνες), а некоторые канонисты, кроме того, — Канон церковный личные (προςοπικοί). Большинство ученых, с Вальсамоном во главе, постановления, касающиеся отдельных лиц, не признают за Канон церковный по силе принципа "jura non in singulas personas, sed generaliter constituntur". Определениями вселенских соборов VI и VII в. Канон церковный церковные признаются "неотменными", " несокрушимыми" и "непоколебимыми"; но эти определения по самому существу дела допускают ограничения и исключения. Ученые канонисты различают Канон церковный действующие и прекратившие действие. К неотменно действующим Канон церковный относятся лишь Канон церковный всеобщие, касающиеся предметов веры, а также существенных оснований общецерковного устройства и дисциплины. Церковный Канон церковный, обусловленный обстоятельствами времени, приостанавливает действие Канон церковный более древнего, в чем они не согласуются один с другим, и в свою очередь может подлежать отмене по миновании обстоятельств, его вызвавших. Иногда позднейший Канон церковный считается не отменой более древнего, относящегося к тому же предмету, а лишь его разъяснением. Устное предание получает характер Канон церковный лишь после того, как оно оформлено в постановлении собора. Канон церковный соборов вселенских исправляют и отменяют постановления соборов поместных (см. апр. 16-е правило VI вселенского собора). Иные Канон церковный признаются утратившими свою силу вследствие изменившегося порядка жизни церковной, а равно при наличности несогласных с ними государственных законов. Из постановлений соборов сначала название Канон церковный усвоялось лишь правилам соборов вселенских. Трулльский собор возвел на степень Канон церковный, равных по силе и ненарушимости постановлениям вселенских соборов, правила девяти поместных соборов: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Сардикийского, Карфагенского и Константинопольского, затем правила так называемые апостольские и правила, извлеченные из творений тринадцати отцов церкви: Дионисия Александрийского, Петра Александрийского, Григория Неокесарийского, Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Нисского, Феофила Александрийского, Григория Богослова, Амфилохия Иконийского, Тимофея Александрийского, Кирилла Александрийского, Геннадия Константинопольского и Киприана Карфагенского. Впоследствии к Канон церковный причислены правила Константинопольского собора 861 г., так называемого двукратного, или второпервого (см.), и Константинопольского собора 879 г., бывшего в храме Софии. Всех Канон церковный православной церкви 762. Древнейший сборник, воспроизводящий первобытную церковную практику, — так назыв. постановления апостольские (διαταγαί τών άγιων άποστόλων), о которых упоминает в III в. Ириней Лионский, а в IV в. Афанасий Александрийский и Епифаний Кипрский, — в первоначальном своем виде не дошел до нас, а в том виде, в каком он сохранился от V в., содержит много примесей и искажений, вследствие чего собор Трулльский (692 г.) воспретил пользоваться им как источником каноническим и он имеет значение лишь исторического материала. Другой сборник древнейших Канон церковный церкви, известный под именем правил св. апостолов, составление которого в нем самом приписывается Клименту (отнюдь не римскому епископу, как думали до позднейшего времени), сначала имел значение лишь местное, и хотя еще 1-й вселенский собор ссылался на некоторые его правила, но в настоящем своем виде он получил начало, по мнению проф. Лашкарева, не ранее половины V в. Дионисий Малый знал его (и перевел на латинский язык) лишь в числе 50 правил; но Иоанн Схоластик и затем Трулльскый собор признали его подлинным в полном составе 85 правил. Первым кодексом церковных Канон церковный, бывшим в употреблении со времен имп. Константина Великого, был сборник правил собора Никейского, дополненных правилами поместных соборов Анкирского, Неокесарийского и Гангрского, а позже — и Антиохийского; он был составлен в период времени между Никейским и Константинопольским вселенскими соборами, на Востоке и пополнялся затем постановлениями позднейших соборов. В половине VI века в его состав входят вышеупомянутые апостольские правила. Кодификация государственных законов греко-римской империи при Юстиниане вызвала подобные же работы и со стороны церкви по отношению как к ее собственным Канон церковный, так и по отношению к государственным законам по церковным вопросам. Отсюда получили свое начало так называемые номоканоны (см. Византия). В настоящее время кодексом действующих церковных Канон церковный в греческой церкви служит Пидалион (πηδάλιον — руль на корабле), составленный греч. учеными в 1793-1800 гг. на основании, главным образом, синтагмы патр. Фотия. К тексту Канон церковный присоединены: 1) толкования Зонары (см.), Аристина (составившего в XII в. "толкование на синопсис Канон церковный") и Вальсамона (см.); 2) правила Иоанна Постника, Никифора и Николая патр. константинопольских и 3) несколько статей, относящихся к области брачного права и формальностей церк. делопроизводства. Такое же значение имеет и Синтагма (συνταγμα), изд. в Афинах в 1852-59 г. (см. Византия). Русская церковь, при самом своем начале принявшая вместе с вероучением церковное право Византии в виде номоканона (получившего на Руси имя Кормчей), доселе не имеет полного кодекса действующих ныне церковных законов и постановлений, так что, по справедливому замечанию одного из современных канонистов русских, за одно и то же церковное закононарушение один епископ может присудить одно наказание, основываясь на одном правиле, другой епископ — другое, руководясь другим законом. Имеется лишь полное собрание, в хронологическом порядке, Канон церковный древней вселенской церкви под названием книги правил, издаваемой от лица Св. Синода. В недавнее время (1873-1878 гг.) Московским обществом любителей духовного просвещения по мысли протопресвитера М. И. Богословского под редакцией сначала проф. А. Ф. Лаврова, а потом проф. А. С . Павлова сделано научное издание этих правил — греческого их подлинника и славянского перевода параллельно с толкованиями Зонары, Аристина и Вальсамона. Хронологическое "Собрание постановлений по ведомству Св. Синода" едва начато синодальной архивной комиссией (с 1869 по 1894 г. издано семь томов, обнимающих время с 1721 по 1733 г. включительно). См. Biener, "De collectionibus canonum ecclesiae Graecae" (Берл., 1827); Bickell, "Geschichte des Kirchenrechts" (Гиссен, 1843); Zachari ä von Lingenthal, "Die griechischen Nomocanonen" (СПб., 1877); проф. M. Остроумов, "Курс православного церковного права. Ч. 1-я. Источники церковного права" (Харьков, 1894; в этом сочинении рассмотрена вся древняя и новая литература предмета); проф. П. Лашкарев, "Право церковное в его основах и источниках" (Киев, 1889); проф. Н. Заозерский, "Очерки кодификации церк. права", в "Чтен. Моск. общ. любит. духовн. просвещ." (1881-1883); его же, "Исторический обзор источников церковного права" (М., 1891).

III. Кроме отдельных постановлений церковных, название Канон церковный с присоединением эпитета "церковный" усвояется их целому составу. "Церковный Канон церковный" церкви вселенской большинством канонистов считается завершившимся в Х веке, с изданием номоканона Фотия. Состоявшиеся после того церковные постановления на православном Востоке и в церкви русской признаются местными, или частными, Канон церковный (ίδικοι, τοπικοί).

IV. Название Канон церковный с присоединением слов священный, библейский усвоено составу тех священных книг Ветхого ("Ветхозаветный Канон церковный") и Нового ("Новозаветный Канон церковный") Завета, которые признаются церковью боговдохновенными и служат первоисточниками и нормами веры. В этом смысле сначала самое учение церкви назыв. в древней церкви (у Иринея Лионского и др.) κανών, κανών τής πίστεως, τής αληθειας; затем оно перенесено и на состав тех книг, которые содержат в себе это учение (в первый раз — у Оригена: "Scripturae canonicae"). Многие ученые по примеру Землера объясняют слово Канон церковный в применении к Св. Писанию в смысле каталога, или списка книг, назначенных для чтения в церкви, так что этим названием не обозначается еще ни боговдохновенность их, ни значение источника норм веры. Но хотя это слово иногда употреблялось в значении каталога, однако в большинстве случаев оно означало norma, regula (fidei); в IV же в. оно уже исключительно применялось к составу книг боговдохновенных. Об образовании Канон церковный ветхозаветного и новозаветного см. Библия. Ср. проф, В. Г. Рождественский, "Истории новозаветного Канон церковный" ("Христ. Чтение", 1873-1874); архим. Михаил, "Библейский Канон церковный Св. Писания Ветхого и Нового Завета" ("Чтения в Обществе любит. дух. просвещения"; 1872); А. В. Горский, "К вопросу о происхождении Канон церковный, против Баура" (в "Чтениях Общества дух. просвещения", 1877); Ник. Елеонский, "О времени завершения новозаветного Канон церковный", там же, 1877); А. В. Горский, "Образование. канона Нового Завета" ("Прибавления к творениям св. отцов", 1871); Keil, "Lehrbuch der h istorisch-kritischen Einleitung in die kanonischen und apokryphischen Schriften des Alten Testaments" (1873); Guericke, "Neutestamentliche Isagogik" (Лпц., 1868; русский перев., М., 1869).

V. В правилах вселенских соборов и св. отцов словом Канон церковный обозначается также составлявшийся для нужд епархиального управления список или каталог (κατάλογος) священнослужителей и церковнослужителей известной епархии; отсюда произошло древнее название каноники (κανονικνϊ, canonici).

VI. Словом Канон церковный называется, наконец, особая группа христ. богослужебных песнопений, входящих в состав утрени и связуемых в одно целое единством предмета (напр. — прославление того или иного святого или события из евангельской истории). Каждый канон разделяется на песни (ωδή), каждая песнь в свою очередь состоит из ирмоса (см.) и нескольких более кратких частей, называемых стихами (στίχος). Обыкновенное число песен в каноне — девять или восемь ("полный канон"); но есть каноны из четырех, трех и двух песен, называемые четверопеснцами, трипеснцами и двупеснцами. В полных Канон церковный каждая песнь имеет свой особый предмет, заимствуемый из песен, находящихся в Св. Писании, применительно к общей теме Канон церковный Каждому стиху Канон церковный предшествует соответственный главному предмету всего Канон церковный "припев", например в Канон церковный воскресном — "слава, Господи, святому воскресению твоему". Ради краткости поются из Канон церковный лишь ирмосы, припевы же и стихи читаются. Единственный Канон церковный, который поется весь, — пасхальный, на утрене светлого Воскресения. — Канон церковный составляют самый обширный отдел христианской гимнологии; их писали лучшие гимнологи восточной церкви — Андрей Критский, Козьма Маюмский, Феодор Студит и др. Один св. Иоанн Дамаскин составил 64 Канон церковный Значительная часть их написана в греческом подлиннике хорошими метрическими стихами; некоторые, кроме того, имеют акростихи из начальных букв главных стихов Канон церковный Эта черта греческих Канон церковный удержалась отчасти и в Канон церковный русского происхождения: так, в Канон церковный св. Димитрию царевичу из начальных букв главных стихов образуется фраза: "хвалю славу царевича Димитрия". Все ныне употребляемые при богослужении Канон церковный имеются в хороших прозаических переводах протопресвитера М. И. Богословского и проф. Е. И. Ловягина. Единственный опыт перевода стихотворного, равного по художественным красотам достоинствам подлинника, встречается в поэме графа Алексея Толстого "Иоанн Дамаскин". См. архиеп. Филарет (Черниговский), "Обзор песнопений и песнопевцев Восточной церкви" (1857).

Н. Барсов.

Смотрии так же...