Каллимах, поэт

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЮ
КАЯ

Каллимах, поэт (Καλλίμαχος) из рода Баттиадов, уроженец Кирены (около 310-235 г. до Рождества Христова), преемник Зенодота по управлению Александрийской библиотекой и ближайший предшественник Эратосфена, знаменитый поэт, критик и полигистор александрийского периода. Призванный в Александрию Птолемеем Филадельфом, Каллимах оставался там и при Эвергете до самой смерти. В рядах учеников Каллимах, "каллимаховцев", числятся Эратосфен, Аристофан из Византии, Аполлоний Родосский, впоследствии Нонн, Григорий Назианзский; авторитетом учителя и высокого образца пользовался Каллимах и в республиканском, и в императорском Риме. Овидий, Проперций, особенно Катулл подражали Каллимах и прославляли его. Квинтилиан называл Каллимах "царем элегии", Марциал отводил ему первое место среди эпиграмматистов; подражал ему и Вергилий. Однако Овидий о Каллимах сказал: "ingeni non valet, arte valet". В древности Каллимах приписывалось больше 80 0 сочинений, стихотворных и прозаических, на всевозможные темы, обыкновенно небольших по объему; от Каллимах сохранилась поговорка: "чем больше книга, тем хуже" (μεγα βιβλίον ϊσον τώ μεγαλω κακω). Каллимах дал образцы александрийской поэзии эпической, лирической, драматической и был родоначальником романа или эротической элегии; из прозаических его сочинений наибольшую важность имели "Таблицы", первый опыт истории литературы. Славу поэта Каллимах стяжал себе больше всего сборником элегий в 4 книгах, носившим общее имя "Причин " (Άιτία): здесь в стихотворных рассказах предлагались ответы на вопросы о происхождении тех или других имен, обрядов, обычаев, учреждений и т. д., причем вплетались занимательные истории эротического характера. Вопросы были в таком роде: "Почему на Делосе употреблялись для свадебных празднеств кидонские яблоки?", "Почему победители на истмийских играх украшались венком из петрушки, а не сосновым?" и т. п. Из любовных историй, входивших в этот сборник, наибольшей известностью пользовалась история Аконтия и Кидиппы, рассказанная потом Овидием (epist. 20, 21) и изложенная в прозе Аристенетом в VI в. от Рождества Христова Она послужила образцом романических повестей о Левкиппе и Клитофонте, Гере и Леандре и т. п. К числу элегий относился и "Локон Вереники", повторенный Овидием в элегии "De coma Berenices". Вереника, супруга царя Эвергета, посвятила Афродите локон своих волос. Локон исчез, а придворный астроном объяснил, что видел локон царицы на небе, в образе созвездия. Техника эротической элегии выработана была Каллимах вполне. Большими достоинствами отличались эпиграммы Каллимах на самые разнородные темы; наиболее многочисленны надгробные эпиграммы, немало эротических, были также посвятительные, хвалебные, насмешливые. До нас дошли, через палатинскую антологию, 64 эпиграммы. Целиком сохранились все 6 гимнов Каллимах; пять из них написаны гекзаметром по-ионийски, один — элегическим стихом, на дорийском наречии. Гимны составлялись на случай и имели отношение к личностям и событиям александрийского двора. Они содержат множество сведений о культах различных божеств, о разных местностях. Быль и басня, старина и современность, простота и вычурность, эпос и лирика совмещены в гимнах Каллимах Потеряны его поэма "Hecale" и элегия "Ибис" (сатира на ученика его и злейшего литературного врага, Аполлония; подражание ей — "Ibis" Овидия). Если искренность, воодушевление и поэтическое дарование и не были чужды Каллимах, то главное значение его — все-таки в разработке технической стороны поэзии, в выяснении на практике внешних приемов и средств поэтического творчества независимо от народности поэта, от содержания произведения, от разнородных интересов, преследуемых поэтом в своей личной и общественной жизни. Александрийская школа была мастерскою космополитической поэзии; главою школы был Каллимах Эротические мотивы и темы заняли впервые видное место в поэзии. Рядом с эротикой утвердилась ученость. Старание угодить царственному покровителю и возвеличить его двор уживалось в Каллимах с наклонностью вносить в поэзию понятия и язык простолюдина, изображать его обстановку и свойственные его состоянию заботы и радости. В стихотворную форму эпиграммы облекал иногда Каллимах и названия сочинений прежних авторов, собранных в александрийской библиотеке в громадном количестве. Плодом занятий его классическими писателями были многие сочинения историко-литературного содержания; важнейшим из них (в прозе) были его "Списки" (πίνακες) светил всех видов литературы, поэтов и прозаиков. Имена писателей, сопровождаемые краткими заметками, биографическими и литературно-критическими, располагались в "Списках" в систематическом порядке, по отделам. Это — древнейший опыт истории греческой литературы. Последующие александрийцы дополняли и исправляли "Списки" Каллимах; продолжателями его были и некоторые грамматики пергамской школы. Рус. пер. гимнов Каллимах сделан И. Мартыновым (СПб., 1823). См. Schneider, "Callimachea" (Л. 1870-73), а также литературу, указ. в (см.).

Ф. M-ко.

Смотрии так же...