Калиари

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЮ
КАЯ

Калиари Паоло (Caliari), прозванный по месту рождения (1528, в Вероне) Веронезе (Veronese) — oдин из лучших живописцев венецианской школы, сын скульптора Габриеля Калиари, ученик Антонио Бадиле. В своих юношеских произведениях ("Мадонна", остатках фресок из Casa Contarini, фресках виллы Соранцо и виллы Фанцодо) он проявил характерный особенности веронской школы с ее нежным колоритом, но вместе с тем и выказал свободу создания художественных образов, которою он был обязан влиянию рафаэлевской школы. Благодаря быстро распространившейся славе о его таланте он 27-28 лет (в 1555 г.) был призван в Венецию для украшения ризницы црк. св. Севастиана и так хорошо исполнил возложенную на него задачу, что до 1570 г. ему приходилось постоянно возвращаться к работам для этой церкви и существовавшего при ней монастыря, а по смерти своей удостоился чести быть погребенным в этом храме. Главные из его работ в црк. Севастиана: "Коронование Пресв. Девы", "Эсфирь перед Агасфером", "Коронование Эсфири и триумф Мардохея" (1555-56) — отличаются легкостью рисунка и нежным, теплым колоритом, свойственным веронской школе; алтарный образ Богородицы (1557), полные жизни в концепции и оригинальности в группировке фрески, изображающие житие и страдания св. Севастиана, "Христос у Симона Фарисея" (1570 г., ныне в Миланской Брере) и пр. В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом ("Брак в Кане Галилейской", 1561 г., в Лувре; "Христос у Симона Фарисея", там же; "Христос у Симона", в Турине; "Брак в Кане Галилейской" и "Христос в Еммаусе", в Дрезденской галерее и пр.) Калиари своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI ст., с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. В этих произведениях оживает перед нашими глазами все великолепие пиров тогдашнего времени; мы видим ту жажду удовольствий и ту любовь к роскоши и нарядам, которыми отличались старинные венецианцы. Легкость отношения к духовным сюжетам однажды навлекла на художника преследование инквизиции: он был обвинен в 1573 г. ее судом, но сумел оправдаться и был принужден только исправить и исключить некоторые фигуры в одной из своих картин. В числе религиозных его произведений, кроме вышеприведенных, заслуживают быть упомянутыми: "Обручение св. Екатерины" (в Венеции), "Мучение св. Юстины" (в Падуе) и св. Георгия (в Вероне); кроме того, многие картины в галереях Рима, Дрездена, Вены, Милана, Венеции, Париже, Флоренции. В Имп. Эрмитаже находятся следующие произведения Калиари: "Снятие со креста", № 145; "Отдохновение на пути в Египет", № 140; эскизы: "Моисей, спасенный из воды", № 138, "Поклонение волхвов", № 139; "Отрок Христос в Иерусалимском храме", № 142; "Распятие", № 144. Из картин его на светские сюжеты назовем: "Семейство Дария" (в Лондоне), "Похищение Европы" (в Риме), "Концерт" (в Вероне), "Юпитер" (в Париже); также "Марс и Венера", № 151; эскизы: "Диана", № 149; "Минерва", № 150 (в Имп. Эрмитаже). Во всех этих произведениях среднего периода деятельности Калиари умелый и изящный рисунок соединяется с богатством замысла и с блеском и теплотою колорита. Как портретист (портреты Маркантонио Барбари — в Вене, Даниеле Барбаро — в Дрездене, воина — в Вероне, сенатора из фамилии Капелло № 152, Джованни Барбариго № 1645, мужские портреты № 153 и 1646 — в Имп. Эрмитаже) Калиари близко подходит по манере к Тинторетто, но при всем том остается, как везде, оригинальным. Мы не составили бы себе полного понятия о Калиари, если не рассмотрели бы его декоративных работ, из числа которых многие, к сожалению, до нас не дошли; работы эти отличаются, помимо их в высшей степени умелого приспособления к архитектурным целям, смелостью замысла, свободой исполнения, ласкающей глаз свежестью колорита; его стенная и плафонная живопись составляет сильную сторону его таланта. Особенно интересны в этом отношении, напр., фрески (1556) в вилле Барбари, в Мазере, близ Азоло, в вилле Тиене (1560-61), в замке в Маньядоле (после 1572) и во Дворце дожей в Венеции. Часть исполненных им во Дворце дожей работ теперь находится в других местах; лучшие из них — в зале Большого совета: "Возвращение дожа Андреа Контарини с морской победы над генуэзцами при Киоджии", "Защита Скутари Антонием Лередано" и знаменитый плафон "Апофеоз Венеции". Калиари в 1566 г. женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле; в непрестанной работе, окруженный всеобщим уважением и почетом, он умер 19 апреля 1588 г. После его смерти его сыновья Карлетто (ум. 1596) и Габриеле (ум. 1631) вместе с его братом Бенедетто (ум. 1598) образовали товарищество и выпускали из своей мастерской картины за подписью "наследников Павла" (Heredes Раоli); но, переняв его манеру, они не унаследовали его гения, и масса разбросанных по всему свету картин их работы, часто идущих под именем великого художника, весьма низки по качеству. Из подражателей и последователей Калиари заслуживают быть названными: Баттиста д' Анджело (ум. ок. 1610), Баттиста Дзелотти, помощник Калиари во многих его работах (ум. ок. 1592), и Даоло Фаричати (ум. 1606). — Ср. Pietro Caliari, "Paolo Veronese, sua vita e sue opere" (Рим, 1888); Ch. Yriarte "Paul V éronè se" (Пар.).

А. Н-в.

Смотрии так же...